Последствия отказа от «Зеленой карты» и ее альтернатива
Содержание статьи
С 1 июня 2023 года полисы «Зеленой карты» перестали действовать в Евросоюзе, Швейцарии и Великобритании для автовладельцев из России и Беларуси, а с 30 июня – для других стран, входящих в соглашение. Причиной такого решения стали санкции Евросоюза.
Российское и белорусское правительства создали альтернативу полису. Подробнее об этом читайте в материале.
Территория полиса
Международная система страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» функционирует с 1951 года и создавалась для решения заявлений со стороны понесших убытки в дорожно-транспортных происшествиях автомобилистов-иностранцев. По сути, страховка считается подобием ОСАГО, но действует за рубежом. С полисом можно ездить в 46 стран: Австрию, Азербайджан, Андорру, Албанию, Бельгию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Германию, Грецию, Великобританию, Венгрию, Данию, Исландию, Израиль, Иран, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Литву, Люксембург, Латвию, Лихтенштейн, Мальту, Марокко, Молдову, Нидерланды, Норвегию, Португалию, Польшу, Румынию, Северную Македонию, Словению, Сербию, Словакию, Тунис, Турцию, Украину, Францию, Финляндию, Хорватию, Чехию, Черногорию, Швецию, Швейцарию и Эстонию. До лета текущего года в этот список входили Беларусь и Россия.
Что изменилось?
С конца июня текущего года страховые организации уже не могли выписывать полисы для поездок в западные страны, а ранее выданные «Зеленые карты» прекратили свое действие независимо от срока страхования. Апогеем стало принятие решения о приостановлении в одностороннем порядке с 30 июня 2023 года членства России и Беларуси в системе «Зеленая карта». Это повлекло за собой целый ряд проблем, с которыми столкнулись владельцы легковых и грузовых автомобилей.
Во-первых, с 1 июня 2023 года все полисы с зоной действия «страны ЕС», «Швейцария» и «Великобритания» в Европе утратили силу, даже несмотря на то, что могли быть выписаны на более долгий срок.
Во-вторых, в Беларуси и России заключить новые страховые договоры с 30 июня для поездок в большинство стран системы «Зеленая карта» невозможно. Все претензии по страховым случаям принимаются, если авария произошла до 29 июня.
Воспользоваться полисом автовладельцы могут только в Азербайджане, Албании, Андорре, Боснии и Герцеговине, Иране, Марокко, Молдове, Северной Македонии, Сербии, Тунисе, Турции и Черногории.
Кроме того, у водителей из России сохранилась возможность оформления полиса с покрытием «Беларусь», а у белорусских – с территорией действия «Россия».
«Зеленая карта» для Европы
Окольными путями оформить полис или страховку одного из европейских государств водители из Беларуси и России, следующие в Евросоюз, могут только непосредственно после пересечения пункта пропуска ЕС или попросив кого-нибудь выписать полис в одной из европейских стран и перевезти через границу до выезда машины. В последнем случае этим активно занимаются посредники из приграничных регионов. Полученная страховка (краткосрочная или долгосрочная) будет действовать на территории всех стран ЕС и Швейцарии.
Список организаций, с которыми можно заключить страховой договор на границе, доступен по ссылке.
Например, водители Калининградской области, граничащей с Польшей и Литвой, перешли на пограничную систему страхования. На месяц стоимость страховки для тягача стоит около 300 евро (около 32 000 рос. рублей). На календарный год страховка составляет порядка 1 800 евро (примерно 192 000 рос. рублей). Это в три раза дороже годовой «Зеленой карты», стоившей 60 000 рос. рублей.
Российско-белорусская альтернатива
В июне 2023 Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил о том, что разрабатывает новую систему трансграничного автострахования «Синяя карта». Она будет распространяться только в дружественных России странах – Беларуси, Азербайджане и Турции.
Указом № 240 от 31 июля 2023 года «О международном автостраховании» президент Беларуси освободил всех белорусских водителей от необходимости предъявлять страховку при выезде из страны. Со 2 сентября 2023 года Российский союз автостраховщиков (РСА) заключил первое соглашение в рамках системы «Синяя карта» с Белорусским бюро по транспортному страхованию (ББТС). С этого момента автострахование для транспорта двух стран работает по принципам отмененного полиса. В настоящее время подтверждающий документ выдается на бланках «Зеленая карта», а с 1 января 2024 года страховые компании будут использовать новые бланки «Синей карты».
Купить полис можно за национальную валюту. Стоимость страховки идентична стоимости страховки для «Зеленой карты».
Кроме Беларуси двусторонние соглашения РСА заключил с Азербайджаном и Турцией. По ним действие российских полисов продлится до момента истечения страхования, начавшегося до 1 июля 2023 года. Наступившие с 30 июня 2023 года по 30 июня 2024 года случаи страхования будут урегулированы стандартно, а «Зеленые карты», выписанные в Азербайджане или Турции, продолжат функционировать в России и Беларуси.
Окончательный список государств, где начнут принимать «Синюю карту», пока неизвестен. Предположительно систему внедрят государства – члены ЕАЭС, такие, как Армения, Казахстан и Киргизия. Возможно, к ним присоединятся Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Турция и Китай. Но об этом станет известно только в ноябре 2023 года.
По материалам ТАСС, Известия, РСА, БАМАП и АСМАП