Грузоперевозки-2022: главные изменения в отрасли
Содержание статьи
2021 год был непростым для транспортных компаний Европы и СНГ. Кроме последовательно реализуемых положений Пакета мобильности, перевозчикам приходилось сталкиваться с ограничениями, связанными с пандемией. Постоянная нехватка водителей также не облегчала работу.
С какими трудностями столкнутся перевозчики в 2022 году и какие изменения в правилах ждут их в ближайшие месяцы, рассказываем в нашем материале.
Австрия
Новый налог на выбросы углекислого газа
Налог на выбросы CO2 является фиксированным и будет введен в Австрии с 1 июля 2022 года. Поступления от него вернутся налогоплательщику в виде «регионального климатического бонуса», который будет выплачиваться в зависимости от района проживания и доступности общественного транспорта.
Беларусь
Ограничения на импорт
Правительство страны установило перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию Беларуси с 1 января 2022 года. Это продукция из Европейского союза и его государств-членов, США, Канады, Норвегии, Албании, Исландии, Северной Македонии, Великобритании и Северной Ирландии, Черногории, Швейцарской Конфедерации.
Бельгия
Штраф за использование мобильного телефона за рулем вырастет
В следующем году, предположительно, в марте, в Бельгии изменятся правила использования мобильного телефона во время вождения. Теперь езда с телефоном будет считаться правонарушением третьей степени, а штрафа вырастет со 116 до 174 евро.
Новые правила относятся к «мобильному устройству с экраном», в том числе планшетам и электронным книгам. Использовать телефон в качестве GPS или музыкального плеера можно, если устройство находится в держателе на приборной панели.
Великобритания
Новая система въезда – выезда на границе с Евросоюзом
С апреля 2022 года на границе между Великобританией и Европой заработает новая система въезда – выезда EES (Entry – Exit System). Она будет регистрировать в автоматическом режиме всех путешественников из третьих стран, которые пересекают внешнюю границу ЕС. Система должна заменить штампы в паспортах и уменьшить число случаев с подделкой документов. Правда, сами перевозчики опасаются, что EES увеличит время прохождения границы.
Обязательная система GVMS для перевозки товаров между ЕС и Великобританией
С 1 января 2022 года компании, которые перевозят товары между Европейским союзом и Великобританией, должны быть зарегистрированы в GVMS (Goods Vehicle Movement Service). Это IT-система, которая будет использоваться для координации движения транспортных средств после выхода Великобритании из Евросоюза.
Германия
Увеличение ставки минимальной зарплаты
С 1 января 2022 года в Германии будут действовать новые минимальные ставки заработной платы. Еще одно повышение запланировано через полгода, если новое правительство не выполнит свое предвыборное обещание и не повысит ставку до 12 евро в час. Это означает, что водители, выполняющие перевозки (каботаж, международные перевозки с разгрузкой или погрузкой в Германии и погрузкой или частичной разгрузкой в этой стране) на территории Германии будут получать более высокое вознаграждение в соответствии с положениями MiLoG (Закон о минимальной заработной плате).
Евросоюз
Директива о евровиньетах
Европейский совет одобрил реформу Директивы о евровиньетках 1999/62/EC. Закон предусматривает новую схему учета выбросов CO2 для снижения углеродного следа транспорта. После утверждения пересмотренных правил Европарламентом у каждого государства-члена ЕС будет 2 года, чтобы интегрировать их в свое национальное законодательство.
Пакет мобильности
Изменения в работе тахографов
С 21 августа 2023 года в Европе начнут действовать новые правила работы смарт-тахографов, которые коснутся международных водителей и грузоперевозчиков. Самым большим изменением станет необходимость довольно быстрой замены устройств. Но часть изменений случится уже в 2022 году.
Новые ставки заработной платы для водителей
Со 2 февраля 2022 года водители, работающие в Евросоюзе, будут получать вознаграждение по ставкам, действующим в данной стране. Например, работа водителя, перевозящего товары в Германии, будет оплачиваться по минимальной почасовой ставке, действующей в настоящее время в Германии и получаемой немецким водителем. Важно отметить, что это положение исключает транзитные поездки, а также двусторонние перевозки из / в Польшу. С другой стороны, каботажные перевозки и так называемая кросс-торговля, то есть перевозки из Германии во Францию, выполняемые польским перевозчиком, будут подпадать под новые правила.
Обязанность возвращаться на базу каждые восемь недель
С февраля 2022 года автомобили, используемые для международных перевозок, должны будут возвращаться на свою операционную базу каждые восемь недель. Это должно быть оформлено записями тахографа. Что подразумевается под операционной базой? Это страна, в которой зарегистрирована транспортная компания, владеющая транспортным средством. Что немаловажно, минимальное время отдыха при этом законодательно не утверждено. Таким образом, транспортному средству разрешается выезжать из страны в тот же день, когда он въехал в нее.
Унификация системы отчетности делегированный водителей (IMI)
Перевозчикам больше не нужно предоставлять сведения о водителях, отправленных в другие страны. Также больше не потребуется иметь иностранного представителя в этом государстве, как это требовалось до сих пор. С февраля 2022 года перевозчикам будет доступна платформа IMI для отправки уведомлений и контроля за перемещением дальнобойщика. Доступ к данным получат контролирующие органы, которые будут следить за правильностью выплат для иностранных водителей. Языком IMI будет английский, и операторы смогут получить к нему доступ через профиль или с помощью электронной подписи.
Система принудительного ограничения скорости (ISA)
Со следующего года все новые грузовики должны быть оборудованы системой распознавания ограничения скорости (ISA). Она состоит из камеры, которая считывает знаки ограничения скорости, и карт с записью действующих ограничений. ISA предупредит водителя об ограничении скоростного режима, отображая соответствующий значок на приборной панели, и подаст звуковой сигнал о превышении лимита. Но изменить работу двигателя она не сможет.
Обязательные датчики давления и температуры в грузовых шинах
С 6 июля 2022 года датчики, измеряющие температуру и давление в шинах грузовиков, прицепов и полуприцепов, станут обязательными. Европейская комиссия и производители шин считают, что дополнительное оборудование повысит безопасность дорожного движения и сократит расходы перевозчиков.
Китай
Новые правила ввоза продуктов питания
Таможенное ведомство КНР GACC сообщило об изменении правил ввоза продуктов питания в страну для повышения эффективности санитарно-эпидемиологического контроля еще в апреле текущего года. Согласно новым требованиям, с 1 января все зарубежные предприятия, задействованные в производстве, переработке и хранении поставляемых в Китай пищевых продуктов, должны пройти регистрацию.
Нидерланды
Штраф за курение в кабине
С 1 января 2022 года в Нидерландах запрет на курение будет распространяться и на коммерческий транспорт, который теперь также будет считаться рабочим местом. Запрет на курение в кабине будет действовать даже если авто находится в неподвижном состоянии. Штраф за нарушение антитабачного закона составит от 450 евро.
Польша
Процедуру трудоустройства иностранцев упростят
Правительство Польши приняло ряд поправок, благодаря которым работодателям, в том числе транспортным компаниям, станет проще трудоустраивать граждан других стран. Например, чтобы получить разрешение на временное проживание и работу в Польше, не нужно будет иметь гарантированное место жительства и стабильный источник дохода. Вместо этого иностранные граждане должны получать заработную плату не ниже минимальной.
Ужесточение наказаний за нарушения ПДД
Президент Анджей Дуда подписал поправку к Закону о дорожном движении, а значит, с 1 января 2022 года размеры штрафов будут увеличены. Закон также вводит пенсию по инвалидности для семей людей, погибших в дорожно-транспортном происшествии, если оно будет признано умышленным преступлением.
Более суровые наказания за любые манипуляции с тахографом
С 1 января 2022 года в Польше вводится новый штраф для водителей большегрузных автомобилей. Речь идет о временном отзыве водительских прав за вмешательство в работу тахографа. Водительское удостоверение будет изъято на срок от 3 до 6 месяцев за следующие правонарушения:
• вождение без карты водителя;
• вождение с чужой картой;
• вождение без регистрационного листа;
• вождение с несколькими регистрационными листами одновременно;
• вождение с записью на чужие данные;
• вождение автомобиля с отключенным тахографом;
• манипулирование записями тахографа с помощью устройства или объекта.
Россия
Пропуска на МКАД и в столицу
С 1 января для ночного въезда в Москву и на МКАД владельцам грузовиков массой более 3,5 тонн понадобятся пропуски. Обязательным условием для их получения станет регистрация в региональной информационно-навигационной системе (РНИС). Если перевозчик, например, не подключен к РНИС, но уже имеет пропуск, который продолжит действовать в 2022 году, этот документ может быть аннулирован. Для подключения к РНИС грузовик должен быть оборудован ГЛОНАСС-трекером. Установкой таких устройств занимается компания «МОС ГЛОНАСС». Инструкция по регистрации транспортных средств в РНИС
Топливо продолжит дорожать
Уходящий год ознаменовался очередным скачком цен на топливо. Похоже, что в 2022 году оно продолжит дорожать. Отразятся на ценах как инфляция, так и изменения в законодательстве: c 1 января повысятся акцизы на ГСМ и увеличится индикативная цена в формуле демпфера, а экспортные пошлины будут снижены. Эксперты прогнозируют, что в 2022 году горючее подорожает на 8 – 10%.
Новый налоговый режим для малого бизнеса
Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) для малого бизнеса начнет действовать с 1 июля 2022 года в четырех регионах России: в Москве, Московской и Калужской областях и в Республике Татарстан. Перейти на него смогут предприятия с не более чем пятью сотрудниками и с доходом до 60 миллионов рублей. Главная особенность АУСН — отсутствие необходимости вести бухгалтерский учет: считать налог будут сами налоговые органы на основе данных банков и кассовой техники.
«Народный инспектор»
Президент страны поручил к лету следующего года запустить мобильное приложение «Народный инспектор». Оно позволит гражданам самостоятельно фиксировать автомобили нарушителей при помощи камеры смартфона. Мнения автомобилистов о создании нового приложения разделились. Кто-то считает, что контроль за соблюдением ПДД со стороны пешеходов, пассажиров и водителей поможет бороться с лихачами, а кто-то уверен, что приложение лишь усилит социальное напряжение.
Переход на онлайн-тахографы
С 1 сентября 2022 года в России планируют начать переход на онлайн-тахографы. Устройства способны в режиме реального времени непосредственно во время движения транспортного средства передавать в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль» сведения о нарушении водителем режима труда и отдыха, а также о превышении допустимой скорости.
На сайте «Госуслуги» запустят сервис по оформлению электронных транспортных накладных
Сервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», с помощью которого будут оформляться электронные транспортные накладные (ЭТН), начнет работу 1 января 2022 года. Напомним, в новом году в оборот должны войти электронные перевозочные документы (электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд и электронная сопроводительная ведомость), а с 2023 года использование ЭТН будет обязательным.
Машины иностранных перевозчиков смогут блокировать за любые нарушения ПДД
Госдума существенно расширила перечень административных штрафов, при неуплате которых транспортное средство иностранного перевозчика сможет заблокировать на границе Ространснадзор.
Словения
Изменения ограничений движения с 30 декабря 2021 года
С 30 декабря 2021 года в воскресные и нерабочие дни действие запрета на движение грузовиков массой более 7,5 тонн продлевается на один час. Таким образом ограничения действуют с 08:00 до 22:00 (ранее до 21:00) и с 14:00 до 22:00 в Страстную пятницу. Летом запрет останется без изменений.
Франция
Новые ставки минимальной зарплаты
С 1 января 2022 года размер минимальной почасовой заработной платы будет составлять 10,57 евро.
По материалам интернет-источников