Евросоюз принял принципы о свободном передвижении некоторых работников во время пандемии
Кризис Covid-19 привел к введению беспрецедентных мер в государствах-членах ЕС, включая повторные проверки на их внутренних границах. Именно поэтому в руководстве по мерам управления границами для защиты здоровья и обеспечения доступности товаров и основных услуг изложены принципы комплексного подхода к эффективному управлению границами для защиты здоровья населения при сохранении целостности внутреннего рынка.
Хотя ограничения права на свободное передвижение работников могут быть оправданы на основе государственной политики, общественной безопасности или общественного здравоохранения, они должны быть необходимыми, пропорциональными и основанными на объективных и недискриминационных критериях.
Пограничники, рабочие, а также сезонные работники живут в одной стране, но работают в другой.
Многие из них имеют решающее значение для принимающих их государств-членов, например, для системы здравоохранения, предоставления других важных услуг, включая установку и обслуживание медицинского оборудования и инфраструктуры, или обеспечение поставок товаров. Поэтому ключевой является скоординированный подход на уровне ЕС, способствующий тому, чтобы эти работники могли продолжать пересекать внутренние границы.
При этом, государства-члены должны одинаково относиться к работающим не по найму лицам, выполняющим важнейшие профессии, перечисленные в настоящем руководстве:
1. В некоторых частях ЕС, в частности в приграничных регионах, пограничники занимаются критически важной деятельностью, для которой крайне важно беспрепятственное перемещение через границы. Ограничения, введенные государствами-членами в отношении пересечения их границ, могут привести к дополнительным трудностям или даже помешать усилиям по борьбе с кризисом Covid-19.
Важное значение имеет продолжение свободного передвижения всех работников, занятых в критически важных профессиях, включая как пограничников, так и рабочих. Государства-члены должны разрешать рабочим въезжать на территорию принимающего государства-члена и иметь беспрепятственный доступ к их месту работы, если они выполняют, в частности, одну из следующих профессий:
- Специалисты здравоохранения, в том числе парамедицинские специалисты;
- Работники по личному уходу в службах здравоохранения, включая работников по уходу за детьми, инвалидов и престарелых;
- Ученые в отраслях здравоохранения;
- Работники фармацевтической и медицинской промышленности;
- Работники, занимающиеся поставками товаров, в частности для цепочки поставок лекарств, предметов медицинского назначения, медицинских изделий и средств индивидуальной защиты, в том числе в их установке и обслуживании;
- Профессионалы в области информационных и коммуникационных технологий;
- Техники по информации и связи и другие техники для необходимого обслуживания оборудования;
- Инженерные специалисты, такие как энергетики, инженеры и инженеры-электрики;
- Лица, работающие на критических или иных важных инфраструктурах;
- Специалисты в области науки и техники (включая техников по водоснабжению);
- Защитные работники службы;
- Пожарные / сотрудники полиции / тюремные охранники / охранники / сотрудники гражданской защиты;
- Работники, занимающиеся производством и переработкой пищевых продуктов, а также связанные с ними рабочие и ремонтники;
- Операторы машин по производству продуктов питания и сопутствующих товаров (включая оператора по производству продуктов питания);
- Водители легковых автомобилей, микроавтобусов и мотоциклов ( 9 ) , водители тяжелых грузовиков и автобусов (включая водителей автобусов и трамваев) и водители машин скорой помощи, в том числе те, кто перевозит помощь, предлагаемую в рамках Механизма гражданской защиты Союза, и тех, кто перевозит репатриированных граждан ЕС из другого государства-члена в их место или происхождение;
- Пилоты авиакомпаний;
- Машинисты поездов; инспекторы вагонов, персонал мастерских по техническому обслуживанию, а также персонал управляющих инфраструктурой, участвующих в управлении движением и распределении пропускной способности;
- Работники морского и внутреннего судоходства;
- Рыбаки;
- Сотрудники государственных учреждений, в том числе международных организаций, выполняют важнейшие функции.
2. Комиссия настоятельно призывает государства-члены установить конкретные не обременяющие и быстрые процедуры для пограничных переходов с регулярным потоком пограничных и штатных рабочих, чтобы обеспечить им плавный проход. Это может быть сделано, например и там, где это уместно, с помощью выделенных полос на границе для таких работников или с помощью специальных наклеек, признанных соседними государствами-членами для облегчения их доступа на территорию государства-члена занятости. Комиссия также в срочном порядке проконсультируется с Техническим комитетом по свободному передвижению работников, с тем чтобы определить наилучшую практику, которая может быть распространена на все государства-члены, что позволяет этим работникам выполнять свои важнейшие функции без чрезмерных помех.
3. Медицинский осмотр пограничников и уволенных работников должен проводиться на тех же условиях, что и для граждан, выполняющих те же обязанности.
Проверка работоспособности может проводиться до или после границы, в зависимости от имеющейся инфраструктуры, чтобы обеспечить движение транспорта. Государства-члены должны координировать между ними проведение скрининга состояния здоровья только на одной стороне границы, чтобы избежать дублирования и времени ожидания. Проверки и проверка работоспособности не должны требовать, чтобы работники покидали транспортные средства, и в принципе должны основываться на электронном измерении температуры тела. Температурные проверки рабочих обычно не должны проводиться более трех раз в течение одного дня. В случае, если у работника жар, и пограничные органы считают, что ему/ей не разрешается продолжать поездку, работник должен иметь доступ к соответствующей медицинской помощи на тех же условиях, что и граждане государства-члена занятости.
4. Государствам-членам следует разрешить пограничным и штатным работникам продолжать пересекать свои границы на своих рабочих местах, если работа в соответствующем секторе все еще разрешена в принимающем государстве-члене.
Некоторые сектора экономики, в частности сельскохозяйственный сектор, в нескольких государствах-членах в значительной степени зависят от сезонных работников из других государств-членов. Чтобы реагировать на нехватку рабочей силы в этих секторах в результате кризиса, государства-члены должны обмениваться информацией о своих различных потребностях, например, через установленные каналы Технического комитета по свободному передвижению работников. Следует напомнить, что при определенных обстоятельствах сезонные работники в сельском хозяйстве выполняют критические функции уборки урожая, посадки или ухода. В такой ситуации государства-члены должны относиться к этим работникам так же, как к работникам, выполняющим важнейшие функции, упомянутые выше. Точно так же государства-члены должны разрешать таким работникам продолжать пересекать свои границы для работы, если работа в соответствующем секторе все еще разрешена в принимающем государстве-члене.
Комиссия настоятельно призывает государства-члены установить конкретные процедуры для обеспечения беспрепятственного прохождения таких работников, и она также будет использовать Технический комитет по свободному передвижению работников для выявления передового опыта, который может быть распространен на все государства-члены, чтобы позволить этим работникам выполнять свои обязанности без лишних помех.
Официальный журнал Европейского Союза