Проект «Европейский Шелковый путь» должен помочь восстановить Европу после COVID-19
Доклад «Как тратить деньги: предложения по восстановлению Европы после COVID-19» был опубликован Венским институтом международных экономических исследований. Экономисты из Венского института международных экономических исследований (wiiw) утверждают, что проект «Европейский Шелковый путь» может способствовать восстановлению Европы после пандемии COVID-19.
По мнению исследователей, для более эффективного восстановления ЕС после пандемии коронавируса, которая нанесла серьезный удар по экономике всех стран, необходимо будет потратить как минимум 2 трлн евро вместо 750 млрд евро, как планировалось. Средства необходимы не только для транспорта (также общественного здравоохранения и энергетики), но и нормального функционирования транспортной сети, которая играет важную роль.
По заявлению исполнительного директора wiiw Марио Хольцнера проект «Европейский Шелковый путь» (ESR) является модальным предложением, в котором важную роль играют страны Восточной Европы. В докладе говорится, что инфраструктура Европы находится в плохом состоянии, а текущие европейские инфраструктурные инициативы недостаточны и фрагментарны. ESR может соединить промышленные районы на западе с густонаселенными, но менее развитыми регионами на востоке континента.
После завершения строительства, «Европейский Шелковый путь» протянется по суше примерно на 11 тыс. километров по северному маршруту из Лиссабона в Уральск на российско-казахстанской границе и по южному маршруту из Милана в Волгоград и Баку. Центральными приоритетными направлениями являются маршрут из Лиона в Москву на севере и из Милана в Констанцу на юге. Южный маршрут соединит Центральную Европу с Черноморским регионом и прибрежными государствами Каспийского моря.
Согласно предварительной оценке, «Европейский Шелковый путь» может привести к экономическому росту в среднем на 3,5% и увеличению занятости на его маршрутах примерно на 2 млн рабочих мест в течение инвестиционного периода в 10 лет. Улучшенная инфраструктура ключевого маршрута может дать значительную экономию времени – более 8% автомобильным транспортом по северному маршруту только в центральный регион России. В среднем это сэкономит примерно 2,5 часа, например, из Вены. Таким образом, страны вдоль северного маршрута смогут увеличить свой экспорт в Россию более чем на 11%. Это будет означать дополнительный экспорт более 12,5 млрд евро. Опять же, это очень заниженные оценки, и вероятный выигрыш в экономии времени может быть значительно выше, – указывается в докладе.
Чтобы провести и профинансировать проект, экономисты из Вены предлагают учредить Европейский траст Шелкового пути (ESRT) в качестве публичной компании с ограниченной ответственностью. Он позволил бы получить внебюджетное финансирование инвестиций в инфраструктуру.
В то время как ESRT (принадлежащий государствам ЕС и третьим странам, которые желают присоединиться к строительству ESR) может полагаться на государственные гарантии, когда дело доходит до выпуска долгосрочных облигаций (в настоящее время ноль или даже отрицательные процентные ставки), формально он будет частью частного сектора, тем более что он будет иметь достаточный собственный доход от частных клиентов (сборы), – отмечается в докладе.
В отчете также предлагается альтернативное решение для улучшения европейской инфраструктурной сети, хотя и более ориентированное на пассажирские перевозки. Это сверхбыстрый поезд (URT), сеть которого должна представлять собой новую двухпутную высокоскоростную железнодорожную систему, дополняющую существующие сети. Это также освободило бы грузовые мощности.