Постпандемические цепочки поставок
Содержание статьи
Мировая экономика циклична: периоды роста сменяются рецессией как на региональном, так и глобальном уровне. К несчастью, эту синусоиду нарушают события, которые предсказать невозможно. Об этом еще в 2007 году рассказал американец Нассим Николас Талеб в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». По мнению автора, все значимые научные открытия и события (например, две мировые войны, мировой экономический кризис, интернет) и есть «черные лебеди», появление которых человек не способен предугадать. А непоколебимая вера в свои собственные силы играет с людьми злую шутку, порождая феномен так называемой «сверхуверенности».
В очередной раз человеческая «сверхуверенность» пошатнулась в конце 2019 года с появлением еще одного «черного лебедя» – коронавируса, который подкосил мировую экономику. Но гибкость человеческой природы и в этот раз позволила постепенно подстроиться под обстоятельства (превентивные меры на уровне общества, предприятий и государств). Вступив в борьбу с буквально невидимым врагом, многие уже сейчас задаются вопросом: что всех нас ждет в будущем? Как будет выглядеть экономика? Через год? Через десять лет?
Росту будет предшествовать застой
Эпидемия нанесла значительный удар по многим отраслям. Международные транспортные артерии «пересохли» из-за пограничного контроля и карантина.
Ограничения коснулись и производств. Как следствие, отсутствие поставок и простои.
Экономисты видят два сценария
К слову, специалисты склоняются к последнему. Подобно длинному железнодорожному составу, который не может быстро разогнаться, экономика не сможет сразу набрать прежние обороты лишь за счет вливания в нее средств и принятия дополнительных мер поддержки.
Первые признаки восстановления
Андреас Реншлер, директор VW Commercial Vehicles, рассказал в интервью Wirtschaftswoche: «В Китае уже есть заказы на грузовые автомобили Scania, которые мы пока не можем обработать, поскольку нам пришлось временно остановить производство».
По мнению китайского эпидемиолога Чжун Наньшаня, вполне вероятно, что в конце мая пандемия пойдет на спад. Возможно, мы уже являемся свидетелями ее окончания. Но не стоит забывать, что в ближайшем будущем мы так или иначе столкнемся с препятствиями в производстве и транспортировке. Этот факт необходимо учитывать при планировании сроков доставки как в новых, так и уже подписанных контрактах.
Решительность сегодня станет вашим преимуществом завтра
Джон Аллен, президент Института Брукингса, отставной генерал морской пехоты США и бывший командующий войсками США в Афганистане, кратко заявил: «История после COVID-19 будет написана победителями». Так как стать тем самым победителем? Какие выводы стоит сделать компаниям из опыта пандемии?
Уже сейчас мы видим, что COVID-19 заставит пересмотреть наши представления о мировом производстве и доставке. Глобальные цепочки поставок, в нынешних условиях продемонстрировав свою зависимость от внешних обстоятельств, могут значительно сократиться. А роль местных производств и стратегических, локально сосредоточенных складов, наоборот, возрасти. Немецкий футуролог Матиас Хоркс отметил, что «глобальная система движется к глокализации».
По мнению экспертов, многие компании начнут сокращать многоступенчатые цепочки поставок, которые до сегодняшнего дня доминировали в производстве. Еще до начала пандемии поставки испытывали сильное давление из-за растущих затрат на рабочую силу в Китае, торговой войны США, а также достижений в области робототехники, автоматизации и 3D-печати. COVID-19 лишь ускорил болезненный процесс разрыва звеньев цепочки поставок.
В новой реальности мы наверняка станем свидетелями рождения новых форм сотрудничества («вирусное» трудоустройство в Германии) и новых правовых моделей (например, разработка плана действий на случай чрезвычайных ситуаций на уровне государства). На этом фоне рентабельность грузоперевозок снизится, но потребуются меры для поддержания их стабильности.
По материалам интернет-источников
«В данной ситуации, на мой взгляд, уже есть «победители» и «проигравшие». Явно в выигрыше оказались те, кто обслуживает клиентов, поставляющих товары первой необходимости (продовольствие, медикаменты). К сожалению, «проигравшим» можно считать автопром с наиболее закрученными цепочками поставок и большой зависимостью от других стран, так как глобализация больше всего проявляется именно в сфере электротехники и автомобилестроения. Аналогично «проигрывают» сейчас почти все перевозчики, которые являются участниками закрученных цепочек поставок.
Относительно легко «дышится» средним грузоперевозчиками, так как у них меньше проблем с загрузкой автопарка.
Безусловно, нам всем следует ожидать изменений в транспортном потоке, связанных с переведением цепочек поставок в новые реалии. Возможно, может произойти своеобразная изоляция Европы, с целью ограничения границ цепочки поставок границами Европы. При этом грузопоток внутри Европы должен остаться без изменения.
Но знаете, сейчас с рынка поступает все больше позитивных новостей: с 20 апреля промышленность Европы переходит в фазу разморозки, цены топлива сейчас на 10-летнем минимуме, а евро наоборот на максимуме (большинство расчетов внутри ЕС происходит в евро), так что перевозчики могут готовиться к возобновлению работы с более низким уровнем расходов, главное – чтобы ставки за транспорт не уменьшились. Ну и, конечно же, стоит пожелать, чтобы мы встретили V-образный сценарий!»