Как может выглядеть сектор грузовых перевозок в середине 21 века. Мнение экспертов
К 2050 году объем грузовых перевозок может увеличиться на 150%. Согласно отчету «Транспорт 2050», подготовленному экспертами OECD, мы также можем стать свидетелями гораздо более скромного роста, но зато останемся жить в менее глобализованном и более чистом мире.
В 2019 году грузооборот грузового транспорта составил 145,22 трлн тонно-километров. При этом, по оценке Международной транспортной федерации (ITF), выбросы CO2 грузовым транспортом составили около 3,23 миллиарда тонн, или 42% от показателя всего транспортного сектора. В 2020 году на грузовые перевозки приходилось 50% выбросов CO2 в основном из-за более низкой активности пассажирского сегмента. Примечательно, что, например, на морской транспорт приходится всего 20%.
Еще в 2019 году ITF подсчитала, что к 2050 году объем грузовых перевозок в тонно-километрах утроится. Но в последнее время оценки были немного более осторожны. Во-первых, из-за влияния пандемии COVID-19. Однако еще до начала пандемии более низкие ожидаемые темпы роста мирового ВВП и торговли привели к пересмотру прогнозов на 2019 год. Теперь ITF предполагает, что грузовой сегмент грузового сегмента вырастет в 2,5 раза к середине века.
В так называемом сценарии Recover («Восстановление») говорится о том, что грузооборот будет увеличиваться в среднем на 2,7% в год. В сценарии предусмотрены различные виды сборов за декарбонизацию, а также финансовые стимулы для использования чистых технологий с развитием инфраструктуры и законодательства, поддерживающего этот тип политики.
Сценарий Reshape («Трансформация»), который предполагает значительное сокращение потребления традиционных видов топлива и растущее значение 3D-принтеров, отрицательно влияющих на рост мировой торговли, предусматривает более низкую производительность транспорта в 2050 году, чем в сценарии «Восстановление». В целом предполагается, что уровень производительности сектора в тонно-километрах будет примерно вдвое выше, чем в 2015 году. Также стоит отметить, что в этом сценарии больше внимания уделяется региональной торговле, что приведет к отказу от глобальных цепочек поставок. Во всяком случае, сегодня такая тенденция наблюдается в сфере nearshoring и reshoring.
Самое экстремальное видение – в так называемом сценарии «Reshape +», в котором положения предыдущего сценария ужесточены и означают снижение производительности сектора до 18% к 2050 году. В этом случае торговля станет сильно региональной, что облегчит реализацию проэкологического сценария.
Интересно, что во всех трех вариантах в 2050 году морской транспорт по-прежнему будет доминировать с примерно одинаковой долей на уровне около 70%. В остальных 30% (воздушный транспорт с его долей менее 1% в транспортных показателях не так уж и важен) будет наблюдаться постепенный захват рынка железнодорожным транспортом после автомобильного. В 2015 году на железнодорожный транспорт приходилось около 30% объемов наземного транспорта. Ожидается, что эта доля увеличится в 2050 году по всем трем сценариям. В версии «Recover» она уже будет составлять 34%, а в обоих сценариях «Reshape» – 36%. И это при том, что авторы отчета ожидают существенное снижение оборота ископаемого топлива, на транспортировке которого специализируются железные дороги. В случае наиболее экологически ориентированной Европы сокращение объема импортируемого топлива может даже снизиться вдвое.
Источник: trans.info