Россия. Новые правила заполнения накладных вызывают вопросы
Новая форма транспортной накладной, которая действует в стране с 1 января 2021 года, сделала из экспедиторов грузоотправителей. В этой связи представители транспортных компаний опасаются рисков и ждут комментариев от властей.
С 1 января в России вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автотранспортом. Документ содержит в себе ряд изменений, направленных прежде всего на масштабное внедрение электронного документооборота. В частности, транспортные накладные (ТН), заказ-наряды и сопроводительные ведомости теперь могут быть оформлены как в бумажном, так и в электронном виде. Обмен ими и подписание также может осуществляться в системах электронного документооборота с использованием электронных подписей.
Также документом регламентируются обязательные требования к составлению заявки на грузоперевозки и порядок переадресовки грузов при использовании электронных документов. Кроме того, обновилась форма ТН: появилось новое поле «Клиент» (в него вписываются данные о заказчике перевозки), а в графу «Грузоотправитель» добавлено отдельное поле, в котором можно сделать отметку, если перевозку выполняет экспедитор. Если документ заполняет экспедитор, то она должна быть внесена в обязательном порядке. Именно эти нововведения вызвали путаницу среди предпринимателей.
Экспедитор в соответствии с новой формой ТН отнесен к грузоотправителям, а ранее указывался как перевозчик. Соответственно, в случае нарушений при заполнении документа ответственность на экспедитора может быть наложена именно как на отправителя груза. Что может повлечь за собой привлечение к ответственности за нарушения налогового законодательства.
Кроме того, в сделках с большим количеством участников отразить их всех в документе невозможно. В таком случае договоры будут единственным документом, подтверждающим выполнение услуги, что также чревато налоговыми рисками.
Из-за новой формулировки «лицо, от которого забирается груз» возрастают риски участников сделки, касающиеся сохранности груза. Кроме того, возникает вероятность переквалификации услуги со стороны ФНС, что может привести к незачету расходной части.
Поставить точку в этом вопросе смогут лишь официальные разъяснения от Минтранса, Минфина или ФНС.
Источник: ati.su