Логистика: итоги 2020 года и прогнозы
Пандемия отрицательно сказалась на всех уровнях жизни. Отрасль логистики не стала исключением. Давайте посмотрим, какой уровень функционирование рынка транспортно-логистических услуг был в прошлом году и чего стоит ждать в новом, 2021 году.
Прошлый год и влияние COVID-19
Рынок транспортно-логистических услуг в 2020 году существенно отличалось от предыдущих периодов. Ведь пандемия стала главным фактором влияния на работу всей мировой экономики, а накопленный ранее логистами опыт работы во время экономических и политических кризисов лишь частично смягчил последствия COVID-19.
Падение спроса в некоторых отраслях на международные логистические услуги в пиковые периоды достигало 40-50% (стройматериалы, металлургия). Но были такие отрасли, где отмечался рост на 20-30% (вода, напитки).
Причем, в 2020 году сокращение в какой-то отрасли совершенно не означало, что это направление переходило для логистического провайдера в разряд бесперспективных. К примеру, сферы машиностроения, химической промышленности, стройматериалов за период пандемии показали сильную отрицательную динамику, но их емкость позволила оставаться им в списке отраслей с высоким спросом на логистические услуги. В то же время отрасли фармацевтики и деревообработки хоть и показывали повышенный спрос на доставку в период пандемии, но емкость рынка все равно осталась невысокой.
По словам исполнительного директора ГК TELS Ольги Новик, с момента начала развития пандемии и примерно до конца апреля во взаимоотношениях логистических провайдеров с грузовладельцами можно выделить два этапа. Первый – когда заказчики перевозок еще не осознавали всей глубины проблемы и не обладали знаниями по развитию карантинных мер на различных рынках, характеризовался некоторой паникой с их стороны, ужесточением требований, иногда угрозами за невыполнение условий договора. Такой период подразумевал дефицит транспорта и рост ставок фрахта. Уже на втором этапе, когда у грузовладельцев появилось понимание глубины проблемы, пошла перестройка работы на всех уровнях. В этом периоде мы наблюдали сокращение объемов перевозок, падение ставок фрахта, пересмотр тендерных обязательств, паузы в принятии решений и приостановки тендерных процедур.
Некоторое восстановление после локдауна началось уже в третьем квартале. Так, по данным того же Евростата, динамика падения на рынке международных автомобильных грузоперевозок России сократилась с −11,6% во втором квартале до −2% в третьем. А рынок грузоперевозок Украины перешел с отрицательной динамики во втором квартале на положительную в третьем – +7%.
Чего ждать логистам в ближайшем будущем
Эксперты прогнозируют полное восстановление рынка транспортно-логистических услуг в течение двух лет
При этом, в стоимостном выражении некоторые сегменты могут восстановиться уже в конце 2021 года. Только по предварительным данным, в прошлом году стоимостный объем рынка автомобильных грузоперевозок сократился на 5%. За 11 месяцев снижение грузооборота достигло отметки 4,4% а тарифов – в районе 1%.
Китай, Китай – выручай
Китайское направление в прямом смысле может стать ключом к восстановлению не только логистической отрасли, но и экономики многих стран. Ведь неспроста спрос на перевозку грузов по маршрутам Китай – Европа – Китай набирает обороты с каждым днем.
В то время, когда большинство логистических компаний вынуждены нести убытки на фоне пандемии, спрос на транспортировку товаров из Китая возрос сразу в несколько раз.
Например, абсолютным рекордом стали июльские показатели прошлого года, когда «Китайские железные дороги» в направлении Европы отправили 1 232 поезда.
Даже несмотря на пандемию в 2020 году экспорт в Китае показал рост в 3,6%. При этом импорт сократился на 1,1%. В 2019 году рост экспорта составлял всего 0,5% после подъема на 9,9% в 2018, а импорт сократился на 2,8% против роста на 15,8% в 2019. Впервые с 2015 года сальдо торгового баланса Китая увеличилось до 535 млрд долларов.
В целом же по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, в июле 2020 показатели возросли на 68%. При этом изменилась и длина составов: в августе было отправлено 113 тыс. грузовых контейнеров, что на 73% больше прошлогодних показателей.
Все эти цифры говорят о том, что Шелковый путь становится все более привлекательным для перевозчиков, логистические процессы в этом направлении претерпели реорганизацию, а китайское направление смогло стать одним из надежных транспортных маршрутов.
По материалам интернет-источников