Top.Mail.Ru
МДП VS Brexit: кто кого? | Блог E1 CARD
3 декабря 2024, Вторник

Поделиться статьей

16 апреля 2021 г.

МДП VS Brexit: кто кого?

МДП VS Brexit

31 декабря 2020 года Соединенное Королевство перестало быть государством-членом Европейского Союза – Brexit все же случился. По мнению Джессики Паркер, корреспондента BBC, пока рано предполагать, как брексит повлияет на транспортно-логистическую сферу, так как введенные из-за COVID-19 ограничения продолжают определять трафик товаров и людей через границу. Однако перевозчики уже столкнулись с рядом трудностей, вызванных непосредственно выходом Великобритании из ЕС. О том, как преодолеть первые неизбежные последствия брексита благодаря системе МДП, подробно рассказываем в этом материале.

Отсутствие подробной информации об особенностях пересечения новоявленной британско-европейской границы обусловило перегруженность таможенной системы Великобритании. Учитывая, что ЕС является крупнейшим торговым партнером Соединенного Королевства – на Европу приходится 43% британского экспорта, – такое положение дел просто не могло не отразиться на абсолютно всех участниках цепочек поставок: экспортерах, импортерах, экспедиторах и, конечно, транспортных операторах. До Brexit большинство товаров не требовало оформления транзитных форм и могло быть отправлено вовремя – теперь же компании постоянно сталкиваются с задержками при пересечении границы, и все из-за неправильно заполненных или отсутствующих документов, в частности, таможенных деклараций. К сожалению, до января 2021 года у транспортных компаний не было возможности опробовать новые способы работы, что и привело к всеобщему замешательству после вступления изменений в силу.

Самая острая проблема бизнеса на сегодняшний день – это отсутствие финансовых гарантий. Если раньше гарантии не требовались для товаров, перемещаемых между ЕС и Великобританией, то сейчас их наличие обязательно. У многих агентов, предоставляющих гарантии Т, больше нет в наличии свободных гарантийных фондов, а компании, которые обращаются за гарантией в таможню и налоговые органы, месяцами ждут ответа. Решением может стать система МДП с ее безлимитными гарантиями и отсутствием каких-либо ограничений.

Что такое система МДП?

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП — международное соглашение, принятое в 1975 году под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ. Когда в Европе все еще существовали таможенные границы, МДП была преобладающей системой для предоставления таможенной гарантии. Создание Европейского Союза и последующее исчезновение границ привело к появлению системы Т (системы общего европейского транзита). В тех странах, которые входят в систему общего транзита, но разделены таможенными границами, параллельно используются две транзитные системы: бизнес в праве выбирать, какую из этих систем лучше использовать в зависимости от своих потребностей (например, на маршруте между Турцией и Европой).

Книжка МДП – единый документ, который признается всеми таможенными органами на пути следования в качестве как таможенной гарантии, так и декларации и покрывает все перевозимые грузы. Получить документ можно в национальной ассоциации МДП: для этого транспортная компания должна быть допущена ассоциацией к системе и одобрена таможенными органами. После получения статуса оператора МДП компания признается во всех странах МДП.
Преимущества системы МДП для транспортных компаний

Несомненным преимуществом книжки МДП является ее фиксированная цена, которая не зависит от типа перевозимого груза или размера фактически предоставленной гарантии в пределах установленных лимитов. Единственное ограничение — перевозка крепкого алкоголя и табачных изделий. В отличие от системы общего транзита, МДП не предполагает заморозки денежных средств на время перевозки.

Структура МДП устроена таким образом, что компании не нужно обращаться к посредникам в лице таможенных брокеров или представителей: перевозчик может самостоятельно заполнить книжку МДП даже от руки.
Еще один плюс системы – возможность использования стандартной книжки МДП для перевозки сборных грузов. Это значительно отличает МДП от других транзитных систем, которые предполагают отдельные транзитные декларации и оформление отдельной гарантии для каждой партии в составе сборного груза. При системе МДП несколько партий загружается в один грузовой отсек, затем он опечатывается.

На всех этапах процедура МДП подкрепляется электронной системой: перевозчики могут подавать предварительную информацию посредством приложения TIR, которое автоматически направляет данные во все таможенные службы по маршруту перевозки. Со стороны таможенных органов, использование информационно-технических инструментов МДП позволяет иметь в режиме реального времени доступ к информации о допущенных к или исключенных из системы перевозчиках, получать данные о действительности книжек МДП, их статусе при прохождении каждого этапа оформления, дате завершения процедуры и т.д.

Как это работает?

Таможенное оформление начинается в стране вывоза с предоставления транспортного средства с товарами таможенному органу, который проводит необходимый контроль, накладывает пломбу на грузовой отсек и открывает книжку МДП. Одним из основополагающих принципов системы МДП является принцип признания мер таможенного контроля во всех странах в пути следования. Таким образом, меры таможенного контроля, принятые в стране отправления, с большой вероятностью будут означать неприменение дополнительных мер контроля в последующих странах перевозки, что позволит сэкономить время. Еще до брексита Великобритания и ЕС выполняли формальности по процедуре МДП на своих территориях, так что таможенные органы были знакомы с процедурой. Единственным изменением в 2021 году стало то, что отныне таможенные формальности нужно производить и в Великобритании, и в ЕС (например, в Дувре и Кале).

Нельзя также не упомянуть еще одно важное изменение в системе NCTS, вступившее в силу в этом году. В то время как в ЕС все остается без изменений и МДП будет сопровождаться транзитной декларацией NCTS, в Великобритании теперь нельзя предоставить этот документ при следовании по книжке МДП. То есть на территории Великобритании будет действовать исключительно бумажная процедура МДП без сопровождения ее электронной транзитной декларацией (по крайней мере до 1 июля 2021 года).

Как начать использовать МДП?

В первую очередь нужно обратиться в национальную ассоциацию МДП в вашей стране и получить всю необходимую информацию по допуску. Список ассоциаций можно найти по ссылке iru.org/tir или же обратиться в IRU напрямую, направив запрос по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

По материалам IRU, BBC и Wikipedia.

Поделиться

Другие статьи

Популярные статьи