Беспилотники: плюсы и минусы нового вида транспорта
Содержание статьи
Илон Маск называет это самой влиятельной технологией будущего. Профсоюзы многих стран лоббируют их широкое использование, ссылаясь на тот факт, что они в разы сократят количество рабочих мест. Мы говорим о беспилотных грузовиках. Если технология получит распространение, отрасль логистики радикально изменится, а фуры смогут ездить круглосуточно без участия водителя.
Количество компаний, стремящихся к внедрению автоматизированных технологий грузоперевозок, растет во всем мире. Tesla запустила выпуск собственных автономных грузовиков Semi, который работает от батареи и имеет запас хода до 800 километров. В свою очередь Daimler объявил об инвестициях в самоуправляемые грузовики на сумму 573 миллиона долларов. Еще один крупный игрок в этой области, компания Aurora создала собственную автономную операционную систему для беспилотников.
При этом многие эксперты задаются вопросом целесообразности беспилотных грузовиков. Однозначного ответа нет: у технологии есть и преимущества, и недостатки.
Преимущества технологии
- Мировая транспортная отрасль столкнулась с острой нехваткой водителей. Сторонники беспилотников утверждают, что автономные грузовики не только решат эту проблему, но и станут безопасной альтернативой пилотируемым машинам, исключив человеческий фактор.
- Действующие во многих странах правила режима труда и отдыха регулируют рабочий день водителя. Беспилотные грузовики позволят не придерживаться этих требований, в разы увеличив время работы, а значит, и производительность.
- При парковке или на подъезде к разгрузочным рампам беспилотники будут справляться лучше, чем водители, ведь для автоматической системы нет слепых зон.
- Во время движения система придерживается наиболее экономичного режима. По предварительным подсчетам, экономия топлива составит 40%, что сделает перевозки дешевле.
- Сначала беспилотники, конечно, будут стоить дороже обычных фур примерно на 20%. Однако в перспективе, когда отпадет необходимость в кабине, они станут даже дешевле.
Недостатки технологии
- Предугадать поведение других участников дорожного движения может только опытный водитель, но не система. Кроме того, до сих пор нет четкого понимания, как будет распределяться ответственность в случае ДТП с участием беспилотников.
- Предстоит продумать и то, как при помощи информационных технологий уведомлять беспилотники о потенциально опасных ситуациях на дороге, например, ремонтных работах.
- Кроме того, огромная работа предстоит чиновникам, которые должны переписать законы под беспилотные грузоперевозки.
Беспилотные грузовики в России
Ведущие автомобильные концерны уже создали образцы беспилотных грузовиков и проводят их тестирование. Не осталась в стороне от этого тренда и Россия.
К 2024 году российское Министерство транспорта планирует оборудовать магистраль М-11 Москва – Санкт-Петербург цифровой инфраструктурой для безопасного движения автономных грузовиков. Для этого на участке М-11 протяженностью более 660 километров планируется создание специальных хабов на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу. Это необходимо для исключения заезда автономных грузовиков в города.
Использование беспилотников на трассе М-11 на час сократит сроки доставки груза за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха. Кроме того, программирование идеальной модели движения сэкономит топливо (примерно 1 литр/100 км), снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 3%. Также применение беспилотников повысит экологичность перевозок за счет снижения выбросов углекислого газа.
По прогнозам, к 2035 году мировой рынок беспилотных грузовиков составит 90% от общего числа большегрузов. Их использование, возможно, приведет к гибридизации в логистической отрасли, когда некоторые маршруты будут обрабатываться автоматизированными грузовиками для дальних перевозок. А водители, например, будут нести ответственность за разгрузку грузовиков или за проезд по более коротким маршрутам или в городских условиях.
Технологию все еще необходимо совершенствовать, чтобы она могла надежно работать, например, в экстремальных погодных условиях. Поэтому пройдут еще годы, прежде чем водители полностью перестанут сидеть за рулем грузовика.
По материалам интернет-источников