«Платон»: семь лет в России
Содержание статьи
В ноябре 2022 года исполнится 7 лет, как в России действует система дорожных сборов для грузовиков «Платон». Насколько она эффективна, как относятся к ней перевозчики и каких результатов удалось достичь, рассказываем в статье.
Запуск «Платона»
Планы по созданию национальной системы дорожных сборов появились у правительства в начале 2010-х годов. К ее запуску хотели привлечь иностранную компанию, но в 2014 году стало известно, что оператором станет российское ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС).
Грузоперевозчики отрицательно восприняли идею введения платы за проезд с грузовиков. Несмотря на многочисленные протесты, отмены системы им достичь не удалось. Но правительство пошло на уступки, снизив тарифы на проезд в 2,5 раза – с 3,73 до 1,53 рубля за километр. Эта ставка ежегодно индексируется: в июне 2022 года она составила 2,54 рубля.
Результаты внедрения системы
Эффективность системы «Платон» можно оценить по размеру собранных средств. По данным РТИТС на май 2022 года, за 6,5 лет работы «Платона» в дорожный фонд России поступило 184,7 миллиардов рублей, которые направили на ремонт дорог и мостов.
Система «Платон» открывает доступ к уникальной статистике, которая помогает анализировать структуру рынка грузоперевозок, определять самые загруженные трассы. Например, выяснилось, что самая загруженная федеральная магистраль – это М-5 «Урал»: грузовики здесь занимают 5,4% от общего трафика.
«Платон» и реалии
Изначально предполагалось, что система дорожных сборов поможет сделать рынок прозрачнее, но со временем оказалось, что это не совсем так.
Несмотря на строгий контроль, оплату проезда по федеральным трассам вносят не все. Это отрицательно сказывается не только на бюджете, но и на самих перевозчиках. Владелец грузовика, который не платит за проезд, имеет своего рода конкурентное преимущество. Ведь в этом случае себестоимость перевозки уменьшается, и такой перевозчик может взять груз по более низкой ставке, при этом ничего не теряя.
С другой стороны, перевозчики считают «Платон» дополнительной финансовой нагрузкой. Ведь они еще оплачивают транспортный налог и акцизы, заложенные в стоимость топлива. При этом ставка за проезд постоянно растет, хоть и не так сильно, а значит, расходы тоже увеличиваются.
Расширение «Платона»
Чтобы избежать оплаты за дороги, многие перевозчики строят маршруты через региональные или муниципальные трассы, разрушая их. Ремонт в этом случае делается за счет регионального бюджета. Поэтому местные власти не раз выступали с инициативой распространения системы «Платон» и на местные дороги. В Татарстане даже разработали соответствующий законопроект, который был отправлен на предварительное чтение в Госдуму.
Возможно ли расширение системы «Платон» сегодня? Многие представители отрасли уверены, что да. Однако в нынешних реалиях этот вопрос остается открытым. Сейчас нагрузка на отрасль велика как никогда: себестоимость перевозок увеличивается, а ставки падают. Поэтому, возможно, правительство «заморозит» ставку на проезд в «Платоне» на 2023 год и будет использовать дополнительные меры поддержки перевозчиков.
По материалам ati.su и других интернет-источников