Перестройка российской грузовой транспортной логистики в 2022 году
Содержание статьи
Грузоперевозчики вынуждены постоянно подстраиваться под меняющиеся условия транспортного рынка. Сейчас они и вовсе должны пересмотреть логистику для получения прибыли. Эксперты ТАСС считают, что при условии снятия административных барьеров перестройка российской грузовой транспортной логистики может занять около года. Но это время может стать тяжелым испытанием.
Границы для грузовиков
Уже несколько месяцев грузовые автомобили, зарегистрированные в России, не могут ездить в европейском направлении. Поэтому международные грузоперевозчики на некоторое время переориентировались на внутренний российский рынок и восточные страны. Например, в апреле автомобильные грузоперевозки в Турцию увеличились на 125%, в Грузию – на 66%, в Армению – на 54%. Рост грузопотока также наблюдается в направлении Азербайджана, Казахстана и Таджикистана. Почти на 20% увеличилось число перевозок внутри России. Еще одно перспективное направление – Китай. Но переоценивать его после снятия ковидных ограничений не стоит: переговоры о взаимном допуске автоперевозчиков шли тяжело.
По мнению экспертов, сохранить перевозки на западном направлении поможет компромиссный подход. Ведь от поставок сырья, комплектующих и товаров зависят многие российские предприятия и потребители.
Железнодорожный коридор
Железнодорожные перевозки пострадали меньше. В марте 2022 года погрузка сократилась всего на 2,4% и составила 106,7 миллионов тонн по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Эксперты затрудняются сказать, стоит ли ожидать более серьезного падения. В целом, по их мнению, ограничения на транзит маловероятны, но полного понимания по вопросу дефицита контейнеров пока нет.
Объем железнодорожных перевозок, возможно, сохранится на прежнем уровне, если они станут приоритетным способом доставки в инфраструктуре Восточного полигона. Однако уже сейчас его пропускная способность не позволяет полностью удовлетворить спрос на перевозки всех заявляемых грузов.
Перспективы восстановления
Эксперты отмечают, что восстановление объемов перевозок по большей части зависит от железнодорожной и морской логистики. Например, «РЖД» уже снизила приоритет транзитных грузов, а экспортно-импортные перевозки РФ – Китай получили возможность роста.
До конца года можно восстановить около 700 – 800 тысяч TEU из тех 1,5 миллионов, которые приходились на общую торговлю Европа – Россия по морю, железной дороге и автотранспортом.
Но чтобы это случилось, нужно дать бизнесу временные послабления, решить вопросы выстраивания новых цепочек и дефицита контейнерного оборудования, но главное – обеспечить государственную поддержку. И эта работа уже ведется.
В долгосрочной перспективе также необходимо проработать вопросы создания мультимодальных транспортно-логистических центров в регионах, в том числе вблизи портов и ключевых пунктов пропуска.
Для международных логистических операторов сейчас время пересмотра стратегий и переоценки рисков. Очевидно, что в ближайшем будущем объемы торговли с Китаем и другими странами Востока будут увеличиваться, а с ЕС, США, наоборот, сокращаться.
Если говорить о торговле с тем же Европейским союзом, то вряд ли она сейчас прекратится полностью. Поэтому не стоит спешить уходить с рынка, при этом активнее развивать присутствие на направлениях, где перспективы международной торговли растут.
По материалам интернет-источников