Тахограф: как установить устройство, чтобы не попасть в руки мошенников
При работе с устройствами учета рабочего времени у владельцев транспортных средств возникает множество вопросов: кто может осуществить их активизацию, кто имеет право ремонтировать тахограф?
Все работы по установке, проверке, техобслуживанию и ремонту устанавливаемых на ТС тахографов осуществляются мастерскими, сведения о которых учтены в перечне мастерских «Росавтотранса».
«Росавтотранс» разграничивает:
- перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов
- реестр допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.
Владельцы транспортных средств должны:
- обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских
- обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских.
Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства:
1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа
2) техническое обслуживание тахографа
3) ремонт тахографа и (или) внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие Требованиям, включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа
4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа
5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.
Законом РФ закреплен перечень выполняемых работ, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, которым и является блок СКЗИ тахографа. Из указанного перечня мастерские выполняют три вида работ:
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных ФСБ РФ.
- Ремонт шифровальных (криптографических) средств.
- Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных ФСБ РБ.
Все выше обозначенные работы подлежат лицензированию. Но есть исключения:
- Если ремонт тахографа не затрагивает исправный блок СКЗИ тахографа, наличие лицензий ФСБ России для осуществления указанной деятельности не требуется.
- Если ремонт тахографа предусматривает работы с неисправным блоком СКЗИ тахографа, но при этом мастерская осуществляет только его изъятие из тахографа без осуществления ремонта с последующей передачей предприятию-изготовителю, наличие у мастерской лицензии не требуется.
Таким образом, чтобы выполнять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов, мастерская должна быть включена в перечень мастерских ФБУ «Росавтотранс» и иметь при этом лицензию ФСБ.
Какие наказания предусмотрены за нарушение требований закона.
- Ответственность лиц, воспользовавшихся услугами «серой мастерской» не включенной в перечень ФБУ «Росавтотранс»:
- Ответственность водителей (физических лиц) распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.11.23 Кодексом об административных правонарушениях: управление транспортным средством с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
- Ответственность юрлиц или ИП распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.11.23 Кодексом об административных правонарушениях: выпуск на линию транспортного средства с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
- Ответственность «серых мастерских», не включенных в перечень ФБУ «Росавтотранс»:
- Ответственность лиц, оказывающих услуги мастерской без лицензии ФСБ распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.14.1 Кодексом об административных правонарушениях: осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
- Представляется возможным, в случае умышленного введения в заблуждение потребителя и выполнение работ/оказание услуг без внесения в перечень ФБУ «Росавтотранс», должностных лиц мастерской привлечь к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ (мошенничество) либо к гражданской ответственности с возмещением убытков в пользу потребителя.
Поэтому если вы не хотите стать жертвой мошенников, внедряя систему тахографического контроля на своем предприятии, придерживайтесь нескольких простых правил.
Правило 1. Рекомендуем лицам, которые обращаются за выполнением работ и оказанием услуг к мастерским, проверять мастерскую на предмет учета ее в перечне мастерских на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс».
Правило 2. Организация, предлагающая вам продажу или установку тахографов, должна иметь лицензию ФСБ, выдаваемую Федеральной службой безопасности РФ. Попросите показать вам копию лицензии, сверьте название организации с организацией, указанной в лицензии. Никакие виды договоров, соглашений, писем, предоставление «чужих» лицензий не могут заменить необходимость лицензирования.
Правило 3. Модель приобретаемого вами тахографа должна быть внесена в «Перечень сведений о моделях тахографов, устанавливаемых на транспортные средства эксплуатируемые на территории Российской Федерации». Ознакомиться с ним можно на сайте.
По материалам ati.su и других интернет-источников