Дальнобойщики теперь зарабатывают больше всех в России
Содержание статьи
По итогам 2023 года водители-дальнобойщики возглавили рейтинг самых высокооплачиваемых профессий в стране. Средняя зарплата водителей категории Е выросла за год на 23% и составила 138 108 рублей. Некоторые работодатели предлагают и до 300 000 рублей, согласно данным аналитиков Аvito Работа. А востребованность дальнобойщиков на рынке за прошедший год увеличилась на 19%.
Разобрали в статье причины и возможные последствия этой ситуации.
Рост спроса и дефицит специалистов
В России последние несколько лет активно растет дефицит дальнобойщиков. В августе 2023 года нехватка водителей составляла от 60 000 до 150 000 человек. Также средний возраст специалистов в отрасли увеличился до 52 лет. Основная причина – нехватка молодежи в профессии.
В дефиците кадров принято винить непрестижность профессии. Однако одна из главных причин заключается в объективно тяжелых условиях работы – режим труда и отдыха редко соблюдается, потому что есть километры и нужные сроки.
Другие причины, по которым молодые люди не хотят идти в профессию: устаревший автопарк и желание проводить больше времени с семьей. Средний возраст грузовика в России достиг 22 лет, по состоянию на третий квартал 2023 года. Специалисты могут зарабатывать от 100 000 рублей и выше, но пока что трудные условия сильно превалируют над компенсацией рабочих затрат. По данным сайта hh.ru, водителям категории Е предлагают оклад и от 220 000 рублей. .
Транспортные компании начали привлекать к работе сотрудников из Средней Азии. Но, по данным экспертов портала ati.su, их знания и опыт пока не позволяют решать профессиональные задачи на должном уровне. Поэтому перевозчики вынуждены конкурировать за водителей между собой и продолжать повышать зарплаты: по прогнозам экспертов, в 2024 году доход дальнобойщиков вырастет еще на 30 %.
Размер суточных для дальнобойщиков
Также с 1 января в России начали действовать новые ставки суточных выплат водителям-дальнобойщикам. Они не облагаются налогом, страховкой и составляют:
- 700 рублей для водителей, перевозящих грузы по РФ;
- 2500 рублей для водителей, выполняющих международные перевозки.
Подробнее в тексте федерального закона №389-ФЗ.
Эксперты рынка считают, что установленные суммы расходятся с реальностью. По данным логистического портала Logirus, 700 рублей не хватит в сутки даже на питание, не говоря о затратах на ночлег, стирку и охраняемая парковку. ФНС рассчитала ставки расходов на командировки по норме 2008 года, хотя с тех пор затраты дальнобойщиков в рейсе увеличились в 3 раза. В современных реалиях сумма должна быть минимум 2 000 рублей в сутки.
Цены на нужды водителей-дальнобойщиков в рейсе растут во всех сферах: продукты, гостиницы и хостелы, запчасти и автосервис грузовиков. Только за первую половину 2023 года эти расходы в общей сложности выросли на 32% в сравнении с прошлым аналогичным периодом.
Напомним, за последние пять лет дефицит дальнобойщиков в России увеличился с 15 до 21%. Особенно остро ситуация ощущается в среднетоннажном и большегрузном сегментах. Мы писали об этом здесь.
Выводы
Проблема с нехваткой дальнобойщиков в профессии до сих пор не решена в России. Помимо непрестижности работы ряд экспертов также выделяют отсутствие профсоюзов для защиты водителей. Многих профессия отпугивает потенциальными рисками в пути: есть угроза нападений, краж, серьезных ДТП. В труднодоступных районах большие проблемы с необходимой инфраструктурой. И текущих усилий заинтересованных организаций пока недостаточно. Проблема требует решения на более высоком государственном уровне.
Читайте также:
Водителям предлагают зарплаты больше 500 тысяч рублей в месяц
Эксперты выяснили, какую зарплату дальнобойщики считают для себя справедливой