Как изменятся цены на бензин и дизель в России
Содержание статьи
Оптовые цены на топливо в России выросли на 15% с начала текущего года. Ситуацией уже заинтересовались регуляторы: 19 января на совещании Правительства РФ чиновники призвали нефтяников не допустить роста стоимости топлива на АЗС. О других превентивных мерах речи пока не шло.
Есть ли риск роста цен на топливо в ближайшей перспективе? Что может стимулировать повышение? Об этом рассказал заместитель директора департамента нефтепродуктов E1 CARD Александр Апостолов.
Почему подскочили цены на топливо
Спрос на бензин и дизель значительно вырос в опте и рознице в феврале текущего года. На это повлияли рост топливных акцизов и корректировка демпфера – налогового вычета для нефтяников, которые продают нефтепродукты внутри страны ниже экспортных цен.
Но главным образом на динамику цен повлияла авария 12 января 2024 года на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) – одном из самых крупных в России. Там сломался компрессор на установке каталитического крекинга. С той поры поставки бензина АИ-95 на рынок сократились примерно на 205 000 тонн в месяц при норме в 410 000 тонн. Все необходимые комплектующие для замены оборудования нужно везти из-за рубежа, а это долгая логистика из-за санкций Евросоюза. Поэтому ремонт НПЗ продлится минимум до весны.
В связи с этим объем отпуска топлива в Нижегородской области снизили и компенсируют недостаток из других регионов. Понятно, что это влияет на наличие топлива на рынке и стимулирует рост цен на него.
Что будет дальше с ценами на топливо
Ситуация на рынке пока стабильна – цены держатся на уровне конца февраля 2023 года. Хотя объемы производства бензина в первой половине января 2024 года упали на 5,1%, а дизеля – на 2,8% в сравнении с прошлым годом.
Повышение цен в перспективе могут вызвать:
- рост ключевой ставки ЦБ: российские бизнесы по-прежнему сильно закредитованы и вносят издержки в добавленную стоимость нефтепродуктов;
- индексация тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов (в декабре их подняли до 10%);
- курс рубля: традиционный фактор влияния для рынка нефтепродуктов;
- изменения механизма демпферных выплат;
- состояние НПЗ в России: сейчас они работают на полную мощность. Поломки, закупка комплектующих и ремонты могут затянуться, что вызовет дефицит и рост цен.
Чтобы предотвратить очередной дефицит, нужно четкое понимание, что страна будет обеспечена топливом на ближайшие 2–3 месяца без резкого повышения цен. Возможно, потребуются дополнительные меры от регулирующих органов.
С начала 2024 года бензины АИ-95 и АИ-92 на бирже в европейской части РФ подорожали на 13% и 12% – до 50,2 тысячи и 47,6 тысячи рублей за тонну соответственно. Зимний дизель торгуется по 60,2 тысячи рублей за тонну.
Во время осеннего топливного кризиса в России 21 сентября 2023 года ввели запрет на экспорт топлива для стабилизации цен на внутреннем рынке. Дополнительные меры последовали в октябре: ввели заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов и восстановили топливный демпфер на 100%. 17 ноября временный запрет на экспорт топлива был отменен, за исключением зимнего дизеля. В декабре оптовые цены снизились, но по итогам года их рост превысил 6%.
Также за 2023 год розничные цены на бензины АИ-92 и АИ-95 выросли на 6,2% и 6,9% соответственно.