Замена тормозной жидкости: советы эксперта
Содержание статьи
Удивительно, но далеко не все автовладельцы знают, что регулярная замена тормозной жидкости – необходимая процедура. Одни иногда доливают ее в систему, другие и вовсе уверены, что единожды заправленного объема должно хватить на весь срок эксплуатации машины. Спросили главного инженера E1 CARD Олега Куцобина, что важно знать автовладельцам.
Для чего нужна тормозная жидкость
Тормозная система – одна из ключевых в автомобиле. От ее исправной работы зависит безопасность самого водителя, пассажиров и других участников движения.
«Тормозная система работает безотказно, только когда заправлена особой гидравлической жидкостью – тормозной. С ее помощью гидравлическое давление от педали, нажатой водителем, передается к тормозным механизмам на колесах. В результате колодки прижимаются к тормозным дискам, и скорость движения автомобиля снижается», – объяснил Олег Куцобин.
Зачем менять тормозную жидкость
«Особенность тормозной жидкости – она способна работать как при низких, так и высоких температурах, не закипая и не замерзая. В нормальном состоянии она обладает очень низкой сжимаемостью, за счет чего быстро и точно передает давление к колесным тормозам. Но как и другие системы в автомобиле, тормозная система нуждается в обслуживании. Тормозную жидкость необходимо периодически менять», – сказал Олег Куцобин.
Дело в том, что у тормозной жидкости есть еще одно важное свойство – высокая гигроскопичность. Влага из воздуха попадает в систему, а жидкость ее впитывает, и постепенно теряет свои свойства, нужные для эффективной работы тормозной системы. Это приводит к нескольким неприятным последствиям:
- закипание при высоких температурах;
- снижение эффективности торможения;
- коррозия компонентов тормозной системы (трубки, шланги, цилиндры).
К примеру, на крутом спуске, если водитель активно использует педаль тормоза, жидкость в системе нагревается, затем вода в составе закипает. Пузырьки воздуха образуют так называемые «паровые пробки», из-за которых нарушается связь педали и тормозов.
Как часто проводить замену
Скорость накопления влаги в тормозной жидкости зависит от климата и интенсивности использования. «Если автомобиль эксплуатируется редко, можно менять жидкость раз в два, три, максимум четыре года. При регулярных поездках нужно ориентироваться на пробег и производить замену через каждые 40-60 тыс. километров.
Необходимость замены можно определить визуально. Новая тормозная жидкость имеет светло-желтый оттенок. В процессе эксплуатации она темнеет и становится коричневой. Чем темнее цвет субстанции в бачке, тем актуальнее становится вопрос о замене», – рассказал Олег Куцобин.
Иногда уровень тормозной жидкости падает из-за каких-либо поломок тормозной системы: она вытекает через трещину или прохудившуюся прокладку. В таком случае жидкость можно просто долить. Но и здесь лучше ориентироваться на цвет. Если оттенок темный, доливать не стоит – нужна замена.
«При этом необходимо учитывать, что нельзя смешивать между собой жидкости разного типа, так как они бывают масляно-спиртовые, гликолевые, силиконовые», – отметил главный инженер E1 CARD.
На что обратить внимание при выборе
Современные жидкости классифицируются по международному стандарту FMVSS 116 DOT. Они делятся на четыре класса – DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1 – и различаются по температуре кипения и вязкости. Менее вязкие жидкости, DOT 4 и DOT 5, дают более быстрый отклик тормозов на нажатие педали.
Разным моделям авто подходят разные типы тормозной жидкости:
- DOT 3 – для машин с барабанными или простыми дисковыми тормозами, не рекомендуется для автомобилей с ABS.
- DOT 4 – для большинства современных автомобилей, в том числе для спорткаров с мощными двигателями и большими тормозными дисками.
- DOT 5 – редкие спортивные автомобили и гоночная техника.
Рекомендации производителя относительно типа тормозной жидкости обычно можно найти в разделе «Рекомендуемые рабочие жидкости и заправочные объемы» в инструкции по эксплуатации автомобиля.
В заключение отметим, что тормозная жидкость – агрессивная субстанция. Она вполне может разъесть покрытие окрашенных или лакированных поверхностей. Нельзя допускать ее попадания на кожу или в глаза. Как любое токсичное вещество тормозную жидкость нельзя выливать в канализацию – нужно утилизировать как специальные отходы. Также нужно учитывать при работе с жидкостью ее высокую горючесть.