Тормозные колодки: что нужно знать автовладельцу о замене
Содержание статьи
Тормозные колодки – один из самых важных элементов тормозной системы автомобиля. От них напрямую зависит безопасность поездки. В процессе работы колодки постепенно изнашиваются, поэтому их регулярно нужно менять, чтобы обеспечить эффективность торможения. Спросили главного инженера E1 CARD Олега Куцобина, как работает тормозная система, какие признаки износа колодок можно выявить и реально ли заменить их самостоятельно.
Как устроена тормозная система
Тормозная система автомобиля состоит из нескольких важных узлов: колодок, дисков, суппортов. У каждого из них своя функция. Колодки нужны для создания трения, когда необходимо замедлить автомобиль.
«При нажатии на тормозную педаль в системе создается давление. Оно передается от главного цилиндра к тормозным механизмам. Колодки прижимаются к тормозным дискам (или барабанам), замедляя вращение колес», – объясняет Олег Куцобин.
Сегодня в автомобилях применяют два типа систем:
- Дисковая тормозная система – наиболее современный и распространенный тип тормозов, Диски здесь вращаются вместе с колесами, а колодки прижимаются к ним при помощи суппорта. Среди преимуществ дисковых тормозов – высокая эффективность и надежность.
- Барабанная тормозная система менее распространена в наше время. Тормозные колодки расположены внутри барабана и прижимаются к его внутренней поверхности при активации тормозов. Барабанные тормоза могут быть менее эффективными по сравнению с дисковыми, особенно в жару и при длительном торможении. Но сам механизм в данном случае лучше защищен от загрязнений, поэтому колодки меньше изнашиваются.
«На грузовых и легковых автомобилях, как правило, на передней оси устанавливают дисковые тормоза, а на задней – барабанные», — говорит эксперт E1 CARD.
Когда менять тормозные колодки
Своевременная замена тормозных колодок – одна из наиболее важных манипуляций при обслуживании автомобиля. Специалисты рекомендуют производить осмотр тормозных колодок каждые 10-15 тыс. километров пробега. Менять тормозные колодки стоит, если толщина тормозного материала составляет менее 3-4 миллиметров. Но понять, что колодки пора менять, можно также по звуку.
«При нажатии на педаль тормоза во время движения становится слышен характерный скрип или скрежет металла по металлу. Это значит, что полимерные накладки на колодках, предназначенные для беззвучного соприкосновения, стерлись», – объясняет Олег Куцобин.
Своевременная замена поможет избежать более сложных проблем – таких как повреждение тормозных дисков и повышение стоимости ремонта. Установка новых тормозных колодок – это не только вопрос безопасности, но и экономии в долгосрочной перспективе.
Можно ли заменить колодки самостоятельно
«Без опыта простому автовладельцу может быть проблематично самостоятельно заменить тормозные колодки. Для этого необходимы специальные инструменты, такие как контурные ложки и особые отвертки. После проведения процедуры понадобится прокачка тормозов, которую невозможно выполнить в одиночку», – говорит главный инженер E1 CARD.
Как продлить срок службы тормозных колодок
Степень износа колодок зависит не только от качества самого изделия. Немаловажную роль в этом вопросе играет манера вождения. Эксперт E1 CARD дал несколько советов, которые помогут вам продлить срок службы тормозных колодок:
- Старайтесь тормозить плавно, без резких и частых нажатий на педаль.
- В автомобилях с МКПП не забывайте использовать торможение передачей/двигателем.
- Объезжайте лужи, чтобы снизить негативное воздействие влаги на горячие колодки.
- После смены колодок старайтесь в течение первых двух-четырех дней избегать резкого торможения.