Автомобильные аккумуляторы: как обслуживать и продлить срок работы
Содержание статьи
Аккумуляторная батарея (АКБ) дает заряд для запуска двигателя, питает током лампочки в салоне, фары, магнитолу, сигнализацию во время стоянки. Каждый водитель знает, что автомобильный аккумулятор должен быть заряжен, иначе двигатель попросту не заведется. Главный инженер компании E1 CARD Олег Куцобин дал полезные советы, как выбрать АКБ и продлить срок ее службы.
Как устроен и как работает аккумулятор
Автомобильный аккумулятор – это пластиковый «ящик», внутри которого в нескольких отдельных секциях размещены пластины и залит электролит. В АКБ наиболее распространенного типа используются свинцовые пластины и водный раствор серной кислоты.
«Между электролитом и металлом проходит химическая реакция, в результате которой вырабатывается электрический ток. При длительном заборе энергии электролит истощается – батарея разряжается. Когда автомобиль заведен, в аккумуляторе происходит обратная реакция: аккумулятор накапливает энергию, то есть заряжается», – объясняет Олег Куцобин.
Как понять, что аккумулятор пора менять
Чтобы в самый неподходящий момент не попасть в ситуацию, когда машина попросту отказывается заводиться, важно знать признаки «умирающего» аккумулятора (АКБ):
- При удержании ключа или кнопки зажигания более 2–3 секунд обороты снижаются, особенно в холодное время.
- Плохо светят фары, стеклоподъемники работают медленно, магнитола самопроизвольно выключается.
- На приборной панели загорелась лампочка, сигнализирующая о необходимости зарядки аккумуляторной батареи.
- На клеммах АКБ появился белесый налет.
- Аккумулятор не менялся более 5 лет.
- Визуально заметно вздутие или трещины на корпусе АКБ.
Как подобрать мощность аккумулятора
Со временем аккумулятор теряет возможность накапливать заряд, поэтому его приходится менять.
«Оптимально выбирать батарею той же мощности, какой обладал штатный аккумулятор. В современные автомобили ставить более мощные аккумуляторы не рекомендуется. Дело в том, что сейчас процесс зарядки контролируется бортовой электроникой, и в случае замены на АКБ более высокой мощности необходимо внести изменения в настройки системы управления двигателем. Если этого не сделать, автомобиль может работать некорректно», – рассказывает Олег Куцобин.
Влияют ли на АКБ жара, мороз
«Емкость аккумулятора соответствует заявленной производителем, если температура на улице около 15-20 °С. При снижении температуры на один градус реальная емкость уменьшается на 1 Ач.
Летом при повышенной температуре из электролита может испаряться вода. Если уровень жидкости внутри корпуса сильно упадёт, свинцовые пластины могут оголиться, что приведет к выходу АКБ из строя.
В зимнее время электролит может замерзнуть, если автомобиль с разряженным аккумулятором долго находится на морозе. Эффективность батареи после этого может заметно снизиться», – говорит эксперт E1 CARD.
Как продлить срок службы батареи
Существует два типа аккумуляторов – обслуживаемые и необслуживаемые. Первые позволяют производить манипуляции для поддержания и продления срока работы. Вторые – эксплуатируются без вмешательства автовладельца и подлежат утилизации после выхода срока годности. Есть несколько хитростей, которые позволят АКБ прослужить дольше и избавят от необходимости частой ее замены.
Для обоих типов аккумуляторов:
- Визуальный контроль
Регулярно проверяйте чистоту и целостность корпуса батареи. Пары электролита, которые выделяются в процессе работы аккумулятора, смешиваясь с пылью, образуют токопроводящий слой. Возникает утечка тока на корпус, которая вызывает саморазряд АКБ. Трещины в корпусе могут привести к утечке электролита.
Окисление клемм, то есть появление похожего на плесень налета, – нередкая проблема. Причиной могут стать все те же пары электролита, нарушение герметичности корпуса в районе токовыводов. Налет необходимо регулярно очищать металлической щеткой или специальным средством для чистки аккумуляторов. - Контроль за напряжением в бортовой сети автомобиля
Снижение этого параметра говорит о систематическом недозаряде АКБ. Это может привести к регулярным проблемам с запуском двигателя после долгой стоянки и полной потери свойств по накоплению энергии впоследствии. Замеряют напряжение с помощью вольтметра. Оптимальным значением считается 14,4 – 14,5 В.
Для обслуживаемых АКБ:
- Контроль уровня электролита
Летом как минимум 1 раз в месяц, а в остальное время — раз в 2–3 месяца, нужно проверять уровень электролита в АКБ. Он должен составлять не менее 10–15 мм. Если показатель оказался ниже указанных значений, необходимо долить дистиллированную воду. - Проверка плотности электролита
Плотность электролита – уровень концентрации активного вещества в аккумуляторе. Измеряют параметр с помощью ареометра (денсиметра). Нормальное значение при 100% зарядке считается показатель 1,27 см3 для умеренных температурных условий.
Эти мероприятия можно совмещать с регулярными процедурами по обслуживанию автомобиля, такими как проверка уровня масла, эксплуатационных жидкостей, давления в шинах и т.д.