Зачем нужен реагент AdBlue: мнение эксперта E1 CARD
Владельцы транспортных компаний часто используют реагент AdBlue для своего автопарка. О том, в каких автомобилях нужно применять реагент, сколько его требуется для нормальной работы двигателя и как выбрать качественный AdBlue, рассказал наш эксперт – специалист по развитию сети E1 CARD Юрий Егорченков.
– Многие владельцы бизнеса с автопарком сегодня еще не имеют достаточной информации и задаются вопросом: зачем нужен AdBlue?
– Для ответа на данный вопрос необходимо пояснить, что такое AdBlue. Это – специально созданный реагент для выхлопной системы дизельных двигателей. Непрерывный впрыск реагента производится с помощью технологии SCR (селективной каталитической нейтрализации), соответствующей стандартам Евро-4 и Евро-5.
AdBlue состоит из водного раствора мочевины AUS 32 (32,5%), являющегося главным реагентом для каталитической нейтрализации селективного типа. Правами на эту марку обладает Ассоциация автомобильной промышленности Германии (VDA). Она регламентирует порядок производства, проводит технический аудит. Вся цепочка создания и дистрибуции также подлежит постоянному контролю со стороны VDA. Только те производители, которые проходят такой контроль, получают лицензию на производство и продажу AdBlue. Однако их не так уж много.
С помощью системы SCR с применением AdBlue не только уменьшается количество вредных выхлопов, но и повышается продуктивность дизельного двигателя в целом, увеличивается его мощность, снижается расход топлива и улучшаются общие эксплуатационные характеристики автомобилей. Кроме того, на двигателе и других элементах не образовывается нагар.
AdBlue расходуется экономно, но это возможно только при выполнении двух условий: использовании чистого оригинального продукта и полном следовании инструкции во время запуска очищающей системы.
– Получается, что использование мочевины нужно для защиты окружающей среды и экономии топлива. Действительно ли в этом помогает и для этого нужен AdBlue?
– Во-первых, сегодня все больше стран переходят на строгие экологические стандарты, и несоответствующий им автомобиль попросту не пустят в ту или иную страну. А еще за повышенное содержание вредных веществ в выхлопе могут оштрафовать.
Во-вторых, это забота о своем автопарке. Тем более, если машины находятся на гарантии. Внесение изменений в программную часть и физическое отключение элементов системы SCR станет причиной снятия автомобилей с гарантии. Практически все новые машины оборудованы системой SCR. Поэтому при обновлении автопарка владельцу транспортной компании так или иначе придется столкнуться с принципом работы системы и разобраться во всех тонкостях, связанных с реагентом и механизмом его использования.
– Хорошо. Например, в месяц автопарк использует 4400 литров дизельного топлива. Сколько канистр AdBlue при таком объеме будет необходимо?
– На этот вопрос нельзя однозначно ответить, так как все зависит от технических характеристик конкретного автомобиля и условий эксплуатации. Но в среднем расход составляет 4-6% от общего расхода дизельного топлива (ДТ) для грузового автомобиля. То есть, на объем 4,5 тонны ДТ необходимо около 9 канистр AdBlue объемом 20 литров. Отмечу, что в сети E1 CARD присутствуют АЗС с разливным AdBlue, что помогает значительно сэкономить на данном продукте без потери в качестве.
– Есть ли страны, в которых AdBlue применять необходимо?
– Стран, регламентирующих обязательное использование AdBlue, нет. Но есть государства с жесткими требованиями по экологии и лимитами выбросов вредных веществ. Для соблюдения этих условий автопроизводители прибегают к технологии SCR и жидкости AdBlue для дизельных двигателей.
– Чем отличаются AdBlue у разных производителей?
– Все лицензированные производители AdBlue строго соблюдают одни и те же правила, установленные VDA, поэтому не стоит переоценивать рекламные надписи «Произведено в Европе» или «AdBlue Фирменный». Они ничем не отличается от стандартного AdBlue. А вот качество реагента от нелицензированных производителей гарантировать нельзя, так как при производстве могут применяться непроверенные компоненты: например, вода плохой очистки или карбамид, используемый для сельскохозяйственных удобрений.
– Как определить поддельный товар?
– Я бы рекомендовал обращать внимание на три составляющие: название продукта, упаковку и сертификат.
Если название отличается от AdBlue – например, просто Blue, «раствор мочевины», OnBlue, EcoBlue, DufBlue – значит, продукт неоригинальный. У производителя нет лицензии на его выпуск и, как следствие, нет контроля производства и используемых компонентов.
На упаковке должна быть напечатана или выбита информация о номере партии и дате производства. Кроме того, должна быть надпись о том, что реагент соответствует международным нормам DIN 70070 и ISO22241.
У разливного AdBlue должен быть сертификат соответствия на каждую партию, а у производителя – лицензия VDA.
– Чем грозит автомобилю использование некачественного продукта?
– Использование реагента сомнительного качества может привести к некорректной работе системы SCR, отложениям нагара в глушителе и механическому повреждению элементов системы очистки отработавших газов. При работе двигателя могут появиться посторонние шумы. Еще некачественный AdBlue за счет превышения оксидов азота в выхлопных газах существенно снизит мощность двигателя и может привести к его поломке. Или стать причиной разморозки системы зимой, так как некачественный продукт из-за большого количества примесей и наличия металлов в составе имеет другую линейность и расширение. А ремонт или замена системы SСR из-за реагента плохого качества может обойтись автовладельцу в сумму от 1000 до 10 000 евро.
– Какие советы вы дадите тем, кто только собирается использовать AdBlue?
– В первую очередь – приобретать на проверенных АЗС только качественный, произведенный лицензированными компаниями продукт. Не соблазняться на предложения с очень низкими ценами. Скупой платит дважды, и небольшая экономия на реагенте может вылиться в дорогостоящий ремонт.
Сэкономить на AdBlue можно, если покупать его не в канистрах, а на розлив, запросив на АЗС до покупки сертификат соответствия. Он обязательно должен быть на каждую партию поставки.
– Где владельцы топливных карт E1 CARD могут приобрести AdBlue?
– На АЗС «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Лукойл», «ННК» и других заправках, где AdBlue отпускают по топливным картам E1 CARD.