Минтранс запустил эксперимент по созданию реестра перевозчиков Гослог
Содержание статьи
С 1 августа 2024 года стартует тестирование новой национальной цифровой транспортно-логистической платформы ГосЛог, объявил кабмин. Оператором информационного портала выступит министерство транспорта. В процессе эксперимента сведения об участниках транспортной отрасли внесут в единый реестр. Рассказываем, зачем нужен портал и обязательно ли перевозчикам на нем регистрироваться.
Законопроект был внесен в Госдуму в апреле 2024 года по инициативе главы комитета по транспорту Евгения Москвичева. Цифровая система будет содержать информацию, программно-аппаратную среду, цифровые продукты, законы и постановления, правила и процедуры, действующие в сфере грузоперевозок. Другими словами, правительство работает над тестированием единой системы, в которой будет содержаться информация о каждой перевозке на территории России, транспортных компаниях, а также необходимая нормативная база. В начале июля председателем правительства Михаилом Мишустиным было подписано постановление о проведении эксперимента по созданию, апробации и внедрению единой информационной платформы.
Для чего нужна единая платформа
Первой и основной задачей, которую призвана решить единая государственная цифровая платформа, будет повышение прозрачности и цифровизация отрасли грузовых перевозок. Государство заинтересовано в выводе логистики из серой зоны для повышения доходов бюджета.
Еще одной целью внедрения единого транспортно-логистического портала стал перевод отрасли на электронный документооборот. На одном сервисе будет можно оформить нужные документы на любой этап перевозок различными видами транспорта. Здесь же будет производиться выдача разрешительных и товаросопроводительных документов. Если сейчас для перевозки разных видов грузов компаниям приходится обращаться в разные ведомства, то после внедрения режима «одного окна» вся необходимая документация будет оформляться в электронном виде на одном портале.
Кроме того, новый транспортно-логистический портал объединит действующие информационные платформы крупных перевозчиков, таких как «РЖД» и другие. Важной задачей цифровой платформы станет формирование единого реестра грузоперевозчиков. На нем остановимся подробнее.
Что известно о едином реестре перевозчиков
По словам чиновников, создание реестра поможет вывести транспортную логистику из серой зоны, упростить контроль за безопасностью перевозок и уплатой налогов. Кроме того, законопроект предполагает, что реестр объединит и сделает доступными для участников рынка и властей данные об исполнителях и организаторах перевозок:
- сведения о подвижном составе;
- контактная информация;
- специализация по видам груза и так далее.
Таким образом, создается единая база для взаимодействия всех участников перевозки: грузовладельцев, грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков.
В законопроекте прописан перечень требований для внесения в реестр. Некоторые виды коммерческого транспорта, например, компании, использующие автомобили грузоподъемностью до 3,5 тонн, регистрировать будет не нужно. Каждому участнику будет присвоен уникальный номер. Осуществлять перевозки смогут только компании и самозанятые граждане, зарегистрированные в реестре. Исключение данных юрлица или ИП из реестра будет возможно через суд. После этого участник автоматически лишается права на этот вид деятельности.
В чем польза для отрасли
Авторы законопроекта считают, что регистрация перевозчиков поможет снизить количества ДТП за счет контроля технического состояния грузовиков, соблюдения правил погрузки и перевозки. Они отмечают, что аварийность грузоперевозок увеличилась после отмены лицензирования этого вида деятельности в 2008 году.
Кроме того, прозрачность отрасли поможет компаниям, соблюдающим законодательство. Они смогут конкурировать с серыми операторами, которые уклоняются от уплаты налогов, занижают финансовые показатели и промышляют демпингом. В результате внедрения цифровой платформы такие «пираты» сферы грузоперевозок будут вынуждены играть по правилам или уйти с рынка.
Обязательно ли участвовать в эксперименте
Пока портал ГосЛог работает в экспериментальном режиме, регистрация будет добровольной. Стать участниками смогут экспедиторы и перевозчики, операторы информационных систем электронных документов, органы исполнительной власти, грузоотправители и грузополучатели, операторы ж/д подвижного состава и владельцы инфраструктуры ж/д транспорта. Подключение будет проходить в несколько этапов. Тестирование системы завершится 1 июня 2025 года.
Источник фото: Freepik.