Почему снова дорожает топливо в России?
Содержание статьи
В последние несколько месяцев в стране наблюдается рост цен на топливо, что вызывает беспокойство среди автомобилистов и владельцев автопарков.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), дизельное топливо котируется на уровне 57 400 рублей за 1 тонну. Оптовые цены на АИ-95 и AИ-92 колеблются в пределах 63 000 рублей/тонна и 69 000 рублей/тонна соответственно.
Подробнее остановимся на причинах, которые могли повлиять на ситуацию на внутреннем рынке страны. Но сначала узнаем, из чего складывается цена на нефтепродукты.
Как формируется стоимость топлива
Стоимость бензина включает в себя цену на его производство и последующую химическую очистку (добыча, переработка и транспортировка), доходы нефтяной компании и АЗС, а также различные налоги:
- налог на прибыль;
- акцизный сбор;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог на добавленную стоимость (НДС).
Дизельное топливо, возможно, не так популярно, как бензин, но спрос на него со стороны владельцев грузовиков и руководителей транспортных компаний всегда высокий. В структуре цены 1 литра ДТ себестоимость продукта составляет в среднем 25–28%. Затем в стоимость добавляют транспортные расходы, себестоимость переработки сырья, производственные издержки конкретной марки и, конечно же, налоги.
Причины роста цен
Традиционными причинами увеличения стоимости топлива называют рост спроса, недостаточное предложение на рынке, объемы добычи нефти, экспорт и плановые ремонты НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов).
Основные причины заключаются в сезонности и снижении предложения. Рост спроса на бензин в сезон отпусков происходит ежегодно и влияет на повышение предложения и рост цен на этом рынке. В связи с этим ежедневно повышается себестоимость топлива, из-за чего растут розничные цены на него.
Заместитель генерального директора департамента нефтепродуктов E1 CARD Александр Апостолов считает, что цены продолжат расти: «Динамика биржи показывает, что рост продолжится вплоть до сентября, когда сезон отпусков будет подходить к концу и закончатся плановые ремонты НПЗ».
Что ожидать рынку
Как показывает практика, даже когда стоимость нефти на мировых рынках снижается, отпускная цена бензина в РФ почти никогда не снижается, потому что спрос на него остается стабильно высоким.
Непосредственное влияние на цены окажет ожидаемая корректировка механизма компенсаций для нефтяных компаний, осуществляющих поставки топлива на внутренний рынок, а не на экспорт – так называемый демпфер.
По данным Российской газеты, поправки в топливный демпфер уже внесены в Государственную думу. Корректировка предусматривает сокращение выплат на 50% нефтяным компаниям. Предполагается, что новые правила вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Александр Апостолов считает, что корректировку по топливному демпферу введут: «Это сделают, но продолжение роста розничных цен не исключено. Помимо корректировки демпфера, обсуждаются и другие опции. Ситуация на рынке развивается динамично, дать более точный прогноз можно будет ближе к сентябрю».
Снижение демпфера может сделать экспорт топлива более привлекательным, что, в свою очередь, повлияет на цены внутри страны. Однако за этой ситуацией тщательно следит ФАС. Правительство также не исключает возможности сокращения экспорта топлива.
Подводим итог
В последние месяцы в России стабильно растут цены на топливо. Причины заключаются в росте спроса в связи с сезоном отпуском и недостатке предложения. По мнению эксперта E1 CARD, рост продолжится вплоть до сентября. Также, в сентябре введут предполагаемую корректировку топливного демпфера. По этому нововведению можно будет прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке нефтепродуктов.