Эра беспилотных грузовиков в России
Содержание статьи
В последние несколько лет в стране активно работают над запуском беспилотных автопоездов на автомагистралях. В декабре 2022 года «КАМАЗ» проводил единичные испытания на закрытых территориях. К концу 2023 года строители обещают подготовить инфраструктуру трассы М-11 «Нева» к массовому тестированию беспилотных большегрузов.
Что сделано и что предстоит подготовить для запуска автономных автопоездов в России, читайте в нашем материале.
Проект «Беспилотные логистические коридоры»
Проект «Беспилотные логистические коридоры» стал одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных правительством России для социально-экономического развития страны до 2030 года. Важным шагом в реализации стало присоединение к проекту в сентябре 2021 года госкомпании «Автодор». В последующем участниками проекта стали более 20 компаний, среди которых «КАМАЗ», «Национальные Телематические Системы» (НТС), «СберАвтоТех», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), «ВТБ Инфраструктурный Холдинг», «ГЛОНАСС». Таким образом Минтранс России сформировал костяк из крупнейших отечественных предприятий, способных воплотить в жизнь этот проект.
Правовая база
Для проведения испытаний 29 декабря 2022 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 2495, узаконившее специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР). Благодаря этому, тестирование беспилотных автопоездов будет проходить на трассе М-11 «Нева» без полного изменения российского законодательства. В постановлении также выделены 38 субъектов страны, на территории которых до 30 декабря 2026 года разрешили использование беспилотных автомобилей для коммерческих грузоперевозок.
Дороги и автопоезда
В конце 2022 года участники проекта приступили к запуску тестирования беспилотных автопоездов на трассах. Сейчас специалисты «Автодора» готовят магистраль М-11 Москва – Санкт-Петербург, которая станет первым беспилотным логистическим коридором. Инфраструктура для проведения финальных испытаний на этой платной автомагистрали должна быть готова к III кварталу 2023 года.
Планируется, что в течение 7 ближайших лет беспилотные грузовики смогут ездить не только по М-11, но и ЦКАДу, М-4 «Дон», М-12 Москва – Казань и других главных транспортных артериях России. К 2030 году беспилотные автопоезда будут проезжать почти по 20 тысяч километров.
Пока «Автодор» готовит трассы для автономных большегрузов, «КАМАЗ» занимается тестированием и подготовкой грузовых автомобилей. Автоконцерн проводит испытания двух беспилотников в Татарстане по маршрутам от Набережных Челнов до Казани и Нижнекамска. В марте 2023 года по этим дорогам станут ездить уже 5 беспилотников «КАМАЗ».
Кроме того, в декабре 2022 года беспилотный «КамАЗ-43118» протестировали на внутренней территории Магнитогорского металлургического комбината (ММК) для перевозки грузов. Пока все действия беспилотного автопоезда контролировал оператор, находящийся на пассажирском сидении.
В автоконцерне работают над созданием высокоточной цифровой карты трассы М-11. В конце прошлого года 2 автомобиля «КАМАЗ» уже отсканировали дорогу по всему маршруту. Благодаря этому, в цифровой карте будет заложена вся информация о светофорах, знаках, мостах, развязках и другой инфраструктуре. Это позволит планировать движение с точки зрения безопасности и предугадывать действия других участников дорожного движения.
Как будут проходить тестовые заезды на М-11?
По информации автоконцерна, первые беспилотные грузовые автомобили выедут на трассу М-11 в конце июня 2023 года.
Первоначально для заездов будут использовать 10-километровый участок дороги. Беспилотный автопоезд начнет движение в общем потоке и проедет путь со скоростью до 75 км/ч от склада до склада без заезда в город. В кабине грузовика во время всего пути будет находиться инженер-водитель. В любой нештатной ситуации он сможет взять управление автопоездом на себя, но при нормальном прохождении испытания вмешиваться не будет.
Беспилотные автомобили обозначат специальным знаком «Автономное управление» и номером телефона на бортах машины для связи с оператором.
Льготы и послабления
За счет стоимости самого автомобиля итоговая цена грузоперевозки беспилотником будет выше. Поэтому государство ввело льготные тарифы с 10% скидкой при доставке груза автономным автопоездом и заложило на 2023 год более 41 миллиона рублей.
Получать субсидию можно ежемесячно после заключения договора с Минтрансом РФ и предоставления для проверки отчетности с расходами на грузоперевозки беспилотными автопоездами.
Кроме того, беспилотные грузовые автомобили планируют включить в программу льготного лизинга с 25% скидкой. Для этого государство выделит соответствующую субсидию. Эта программа будет распространяться только на отечественные беспилотники.
***
Внедрение беспилотных автопоездов повлияет на все цепочки перевозки грузов. Во-первых, автономные большегрузы могут работать в любое время суток без ограничений в виде соблюдения водителем режима труда и отдыха. Во-вторых, им не страшны тяжелые условия работы, связанные с погодой или другими факторами. В-третьих, беспилотники помогут решить проблему нехватки водителей-дальнобойщиков и исключить человеческий фактор при совершении ДТП. В-четвертых, экономия на зарплате водителя и топливе за счет более плавной езды.