9 острых вопросов про бензин: когда остановится рост цен
Ценник на топливо в сентябре бьет рекорд за рекордом. Новости товарно-сырьевой биржи и дефицит в ряде регионов обсуждают и на бензоколонках, и в коридорах власти. Разъясняем ситуацию вместе с нашим постоянным экспертом – заместителем директора департамента нефтепродуктов E1 CARD Александром Апостоловым.
1. Почему произошел скачок цен?
На фоне традиционного роста цен из-за сбора урожая в августе-сентябре в этом году появились и несколько новых факторов. Большая часть нефтеперерабатывающих заводов ушла на реконструкцию и плановые ремонты, но не у всех они завершились в срок из-за отсутствия нужных комплектующих и по аналогичным причинам. Как следствие, возник дефицит на внутреннем рынке. На фоне крайне привлекательного курса валют нефтяным компаниям стало выгоднее поставлять топливо за рубеж, что еще больше усилило дисбаланс «спрос-предложение» и тоже подогрело рынок. Также свою роль сыграли перебои в логистике железнодорожных поставок, долгие отгрузки из-за нехватки вагонов. В комплексе все эти причины привели к рекордному росту цен на нефтепродукты.
2. Повлияла ли на ситуацию корректировка демпфера, вступившая в силу с 1 сентября?
Логичным будет предположить, что да. На внешнем рынке бензин стоит существенно дороже, чем в России. Производителям и раньше было выгоднее продавать топливо на экспорт, но разницу в полном объеме компенсировало государство. Теперь же они получат только 50 процентов упущенной выручки. Очевидно, что альтернатива экспорта стала для них еще привлекательнее.
3. Насколько подорожал бензин?
По моим оценкам, с апреля текущего года топливо на товарно-сырьевой бирже стало дороже на 30 процентов. И эта цифра не окончательная.
4. Какие сферы деятельности могут пострадать из-за роста цен на бензин?
Практически весь бизнес зависит от цен на топливо. В первую очередь реагирует сфера грузоперевозок, где доля затрат на нефтепродукты составляет до 30-40 процентов тарифов. Происходит удорожание логистики, повышаются цены на доставку различных товаров – все это отражается на конечной стоимости продукта для потребителя.
5. В ряде регионов наблюдается дефицит топлива. Возможно ли, что бензин пропадет по всей стране?
Нет, бензина в стране достаточно. Стихийно возникающий дефицит то в одном, то в другом регионе либо обусловлен сбоями в логистике и другими объективными причинами, либо вызван желанием недобросовестных поставщиков получить сверхприбыли. С последним сценарием уже разбирается ФАС.
6. Целесообразно ли будет сейчас переводить автомобиль на газ?
Если брать в расчет только экономические соображения, то я бы ответил «да». Но на фоне дешевизны у газа есть существенный недостаток: инфраструктура заправок в России развита гораздо слабее. На дальних маршрутах это становится серьезной проблемой.
7. Как происходящее отразится на владельцах топливных картах E1 CARD?
У них есть возможность пережить эту непростую ситуацию с меньшими потерями, чем у остальных участников рынка. Топливные карты E1 CARD позволят их обладателям вести более эффективный контроль за расходами на бензин и, в случае необходимости, оперативно оптимизировать затраты. Кроме того, если возникнет потребность сменить АЗС из-за более низких цен у конкурентов, это можно будет сделать максимально просто, бесшовно – с E1 CARD в России можно заправиться на 15000+ АЗС разных брендов.
8. Какие меры сейчас должны принять власти?
Считаю, что для нормализации обстановки на топливном рынке внутри страны надо сфокусировать внимание на экспорте топлива. Сейчас правительство рассматривает возможность ограничения и лицензирования экспорта, увеличения экспортных пошлин, полный запрет «серого экспорта» и другие меры. Также должны быть увеличены объемы нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке.
9. Сколько будет стоить бензин, когда рост цен остановится?
Предсказывать в нынешней ситуации дальнейшее развитие событий – дело неблагодарное: очень многое зависит от действий правительства и того, как поведут себя после корректировки топливного демпфера нефтяные компании. И все-таки бесконечного подорожания не будет. Стабилизация, по моим расчетам, должна произойти, когда средняя стоимость бензина выйдет на уровень 70 -75 рублей за литр. Но впереди нас ждет межсезонный и зимний сезоны на топливном рынке, когда себестоимость топлива традиционно становится выше, чем летом. Тогда цены вновь могут выйти на новый уровень.