Беспилотные грузовики на дорогах России: от Северной столицы до Урала
Содержание статьи
До конца 2024 беспилотные грузовики должны освоить маршрут Санкт-Петербург – Екатеринбург. Хотя всего год назад был запущен эксперимент по беспилотному сообщению между Питером и Москвой. Разбираемся, как возможно, чтобы огромный грузовик мчался по трассе без водителя?
Как работают грузовые беспилотники
Для ориентирования, определения геолокации, обнаружения препятствий тягач оснащают системой камер и датчиков, GPS-навигатором, системой ГЛОНАСС. Автомобиль анализирует информацию о дорожной обстановке, показания камер, датчиков системы навигации, бортовых приборов. Затем принимает решение, стоит ли разгоняться, тормозить, переключать передачи, объезжать препятствие.
Компьютерные алгоритмы срабатывают мгновенно. На изменение дорожной ситуации машина реагирует значительно быстрее человека.
Для точной безопасной поездки в память бортового компьютера загружена оцифрованная копия дороги. Бесплотные грузовики непрерывно запрашивают обновленную информацию о метеоусловиях на трассе, ДТП, загруженности дороги. Цифровой «мозг», управляемый искусственным интеллектом, учитывает каждую деталь, выбирает оптимальную скорость, положение на дороге.
Беспилотный эксперимент
Роботизированная техника, работающая без участия человека, – тема, не теряющая актуальности последние годы. Об инновациях говорят, пишут, обсуждают на конференциях.
Беспилотные грузовики имеют очевидные преимущества. Машина может ехать в режиме 24/7, не останавливаясь на обед и сон водителя. Запрограммированная техника неукоснительно соблюдает правила дорожного движения, не отвлекается, поэтому риск аварии минимален.
Пионером в беспилотных перевозках по дорогам России стала компания «КАМАЗ». Летом прошлого года по трассе М-11, соединившей Санкт-Петербург и Москву, начали курсировать фуры с ярко-алыми тягачами с надписью «Беспилотный логистический коридор».
Беспилотные фуры пока не похожи на самостоятельных роботов из фантастических фильмов. В кабине обязательно присутствует человек – инженер-испытатель. Он контролирует движение, может вмешаться если понадобится, перехватить управление.
В эксперименте принимают участие и другие компании: «СтарЛайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит». Необходимое оснащение дороги обеспечивает оператор «Автодор».
Не заезжая в города, «умные» грузовики преодолевают 650 км дороги между двумя столицами за 9,5 часов. Они движутся по крайней правой полосе со скоростью 85-90 км/ч, при необходимости совершают объезд препятствий. К слову, камеры с общим углом обзора 360 градусов нужны машинам не только для оценки ситуации на дороге, но и для видеофиксации нарушений другими водителями.
Планы на ближайшее будущее
После открытия северного обхода Твери беспилотные грузовики получили возможность беспрепятственно доехать до Казани. А в обозримом будущем, по словам главы «Автодора» Вячеслава Петушенко, по мере строительства скоростной трассы, – до Екатеринбурга, и даже Владивостока.
Анализ транспортной компании ПЭК показал, что беспилотники способны увеличить скорость перевозки на 12% и снизить ее стоимость на 10%. Кроме того, новые технологии помогут решить ситуацию с дефицитом водителей, которая сложилась в последние годы в сфере грузоперевозок.
В этом году группа компаний «ГАЗ» планирует начать испытания автомобиля для перевозки грузов в цехах или других производственных помещениях на базе беспилотной платформы NEOS. Он сможет автоматически выстраивать и корректировать маршрут, объезжая препятствия, двигаться вперед и назад одинаково эффективно и разворачиваться почти на одном месте. Разработчики считают, что такая машина грузоподъемностью 1 200 кг будет востребована в портах, аэропортах и других закрытых территориях.