Запрет на экспорт бензина не сработал: цены продолжают расти
Содержание статьи
В августе 2024 года стоимость бензина и дизельного топлива на АЗС достигла исторического максимума, пишут российские СМИ. В ряде регионов возник дефицит, появилась тревожная информация о больших задержках поставок топлива нефтяными компаниями и отмене крупных сделок. Эксперт E1 CARD, заместитель директора департамента нефтепродуктов Александр Апостолов прокомментировал ситуацию и дал прогноз развития событий на сентябрь.
Что изменилось на топливном рынке
С 1 августа правительство возобновило запрет на экспорт бензина. Он будет действовать вплоть до 31 декабря 2024 года. С помощью этой меры власти надеются насытить внутренний рынок топливом и стабилизировать цены – как в оптовом, так и розничном сегменте. Аналогичным образом правительство действовало и в прошлом году, когда в стране возник настоящий топливный кризис. 21 сентября 2023 года был введен запрет на экспорт всего топлива, а уже 9 октября частично сняли эмбарго на экспорт дизеля.
«Прошло уже полмесяца, как действует запрет, но результатов пока не заметно, – констатирует Александр Апостолов. – В стране по-прежнему наблюдается острый дефицит АИ-95 и сокращение объемов продаж по дизельному топливу. Причем это касается и топливно-сырьевой биржи, и розницы. Как следствие, ценники на стелах не спешат снижаться, а местами и продолжают расти. И пока трудно сделать прогноз, сработает ли в этот раз эмбарго».
Почему растут цены на топливо
«В последние пару лет топливный рынок находится в достаточно уязвимом положении и остро реагирует на все изменения. Если внепланово выходит из строя крупный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), это сразу отражается на балансе цена-предложение.
Летом этого года к стандартным причинам для роста стоимости (повышенный спрос из-за сезона отпусков и сельскохозяйственных работ) добавилось сокращение производства бензина. Нижегородский завод «Лукойл» долго был на ремонте, Белорусский НПЗ с 14 июля по 12 августа не поставлял АИ-95 в Россию…
В итоге в течение лета биржевые цены на АИ-92 колебались на отметке 56 тыс. рублей за тонну, АИ-95 – 73 тыс. рублей за тонну, дизель – 61 тыс. рублей за тонну. Конечно, это критичная стоимость, ведь по пути к конечному потребителю к ней добавятся затраты на транспортировку, эксплуатацию АЗС, налоги, прибыль продавца», – считает эксперт E1 CARD.
По данным Росстата, производство нефтепродуктов в I полугодии 2024 года снизилось на 3,3% в России, в том числе дизтоплива – на 3,1 %. Статистику по выпуску автомобильных бензинов Росстат не раскрывает в связи с решением Минэнерго РФ о запрете публикации данных «в целях обеспечения информационной безопасности рынка нефтепродуктов».
В каких регионах ситуация наиболее острая
«Самый высокий ценник на стелах сейчас наблюдается в регионах, где традиционно повышенный спрос и более дорогая логистика доставки топлива. Это Магаданская область, Забайкальский край, Владивосток, Краснодарский край, Крым и другие. Там литр топлива стоит значительно дороже, чем в центральной России: АИ-95 – до 69 руб., АИ-92 – до 68 руб., дизель – до 81 руб.
Кроме того, на ряде АЗС в этих регионах периодически возникает стихийный дефицит топлива. Одна из очевидных причин – задержки доставки в связи с нехваткой цистерн на РЖД. Для решения этой проблемы с 1 сентября 2024 года РЖД продлит приоритет отгрузки для нефтяных компаний. Это нужная мера, но, на мой взгляд, ее следовало бы сохранить на постоянной основе», – говорит Александр Апостолов.
Сколько будет стоить бензин на АЗС осенью
Эксперт E1 CARD подчеркивает, что сейчас ценообразование на российском рынке напрямую связано с действиями правительства. К примеру, в прошлом году для ликвидации кризиса были задействованы все возможные инструменты: запреты на экспорт, корректировки демпфера, проверки Федеральной антимонопольной службы. Поэтому рынок удалось стабилизировать в короткие сроки.
«Если сейчас не будет принято новых мер, то скорее всего августовские цены на АЗС просто плавно перетекут в сентябрь. Покупатели на бирже снизили активность: они осторожно совершают сделки в ожидании снижения цен по мере накопления запасов. НПЗ должны завершить плановые ремонты, повысить отгрузки, насытить рынок топливом. И высокий спрос в связи с окончанием отпускного сезона постепенно пойдет на спад. При таком сценарии бензиновая «лихорадка», вероятнее всего, утихнет. Но ценники на стеле могут вернуться к более адекватным значениям, думаю, не раньше октября», – предполагает Апостолов.
Как топливная карта E1 CARD поможет владельцам автопарка
«Первое и главное преимущество топливной карты E1 CARD – гарантия заправки в любой точке России и ряде стран зарубежья. В сеть ее покрытия входят более 16 000 АЗС надежных партнеров, обеспечивающих бесперебойность поставок. Кроме того, мультибрендовая топливная карта позволяет выбирать АЗС с наиболее выгодными ценами и легко, «бесшовно» перейти на заправки у другого бренда в случае необходимости», – отмечает Александр Апостолов.
По топливной карте также можно оплатить платные дороги, мойки, парковки, шиномонтажи и заправить AdBlue.