Александр Апостолов: «Риск дефицита топлива сейчас выше, чем его подорожания»
Сегодня, 27 февраля, стало известно, что правительство РФ планирует снова ввести запрет на экспорт бензина с 1 марта 2024 года. Запрет будет действовать в течение полугода. Такое предложение внес вице-премьер Александр Новак, его поддержал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщает РБК.
Что сейчас происходит на рынке, разъяснил эксперт E1 CARD, заместитель директора департамента нефтепродуктов Александр Апостолов.
1. Как вы оцениваете намерение правительства возобновить запрет на экспорт топлива?
- Это абсолютно правильный и необходимый шаг со стороны регулятора. Мера нужная и очень актуальная в нынешних условиях. В октябре прошлого года, когда был введен полный запрет на экспорт топлива, она уже доказала свою эффективность: цены начали снижаться, рынок за месяц наполнился нефтепродуктами.
Пока рано делать выводы, но сегодня утром появилась эта новость про возможный запрет – и цены на бирже скорректировались на 2 процента.
2. Есть мнение, что ценник уже достиг показателей середины октября прошлого года.
- Верно. Цены на бирже и в мелком опте медленно, но уверенно поднимались с начала года. В феврале процесс ускорился: с начала месяца дизель и АИ-95 прибавили по 5 процентов стоимости.
3. Помимо введения запрета на экспорт планируется повысить норматив продаж дизеля на бирже: с нынешних 12,5 до 16 процентов. Чем это вызвано?
- Рынку это необходимо. Примерно на уровне 16% шла реализация дизеля на бирже в декабре. И мы тогда наблюдали удовлетворенный спрос на рынке и стабильные цены.
Сейчас же ситуация иная. Работы на Нижегородском НПЗ продлятся по самым оптимистичным прогнозам до лета, там вышло из строя импортное оборудование. НПЗ в Туапсе пострадал от атаки беспилотника, и его будут ремонтировать три месяца. Весной уйдут на плановые ремонты еще около восьми самых крупных заводов в России. На фоне грядущей посевной все это создает серьезные риски дефицита топлива в перспективе. И я бы их оценил как гораздо более серьезные, чем возможность некоторого подорожания топлива.
4. Получается, рост ценников на стелах автовладельцам пока не грозит?
- Полагаю, что произошедший за последние недели рост цен на бирже незначительно отразится на конечном потребителе. ВИНКи (вертикально интегрированные компании – Авт.) будут до последнего удерживать розничные цены на заправках. Рентабельность им сейчас это позволяет.
5. Какие условия этой весной нужны рынку, чтобы избежать повторения кризиса прошлой осени?
- Нужно совпадение нескольких факторов. В регионах у ВИНКов должны быть достаточные запасы нефтепродуктов для реализации в мелком опте. Объемы экспорта бензина и дизеля необходимо ограничить для насыщения внутреннего рынка. Весенние ремонты нефтеперерабатывающих заводов должны пройти по графику, без новых осложнений. Тогда я не вижу предпосылок для новой турбулентности на рынке.