В Беларуси за два месяца выявлено почти 2,2 тыс. нарушений правил транзитных перевозок
Таможенные органы за два месяца, с момента вступления в силу постановления Совета Министров № 171, выявили почти 2,2 тыс. фактов нарушений правил транзитных перевозок по Беларуси. К ответственности привлекли водителей фирм-перевозчиков из Литвы, Латвии, Польши, России и Беларуси.
По данным государственного таможенного комитета, основная часть нарушений (около 54%) касалась несоблюдения маршрутов следования и мест для стоянок и отдыха. В 43% случаев нарушаются сроки транзита, а в 3% - нарушаются и маршруты, и сроки.
Что касается сроков, то на транзит по Беларуси водителям редко выделяются сутки. Чаще у них есть от 25 до 47 часов. То есть если транзит открыт в 1.00 одного дня, то отсчет представленных на перемещение суток начнется только в 00.00 следующего дня (таким образом, в распоряжении водителя фактически 47). Этого времени более чем достаточно для сквозного транзита в третьи страны, а тем более для белорусско-российского участка границы. Например, по информационным базам таможенных органов видно, что в среднем перевозчику вполне достаточно 16 часов для проезда по Беларуси с соблюдением обычного скоростного режима. Поэтому 94,5% водителей в среднем затрачивают до 24 часов.
Учитываются и возможные форс-мажоры, аварии, поломки автомобиля. В таком случае перевозчик имеет законное право обратиться в таможенный орган для продления установленного срока транзита.
Как правило, выделенного времени не хватает тем, кто пытается использовать его для создания незаконных схем перемещения товаров. Например, сотрудники белорусской таможенной службы в Орше остановили две машины российских фирм-перевозчиков, которые ехали в Россию. Во время проверки выяснилось, что на эти грузовики были подделаны техпаспорта и регистрационные знаки - они были полностью идентичны ранее законно въехавшим в Беларусь российским транспортным средствам с партиями мебели и картона, которым был открыт транзит и которые в это время перемещались по территории Беларуси. Получается, российские фирмы сделали автомобили-клоны для незаконной перевозки в Россию санкционных товаров – яблок.
Если говорить о перевозке товаров в Россию (в пункты, расстояние до которых менее 1 тыс. км от внешней границы ЕАЭС в Беларуси), то срок доставки увеличивается до двух суток. Если таможня назначения удалена еще больше, то срок доставки пропорционально увеличивается на сутки за каждые 300 км.
Если у водителя есть обоснованные причины нарушения сроков выезда за пределы Беларуси, к нему не применяется административное взыскание. Наоборот, ему даже продлевают срок доставки товаров. Здесь учитывается наличие очереди до въезда в пункт пропуска, а при наличии в пункте пропуска системы электронной очереди принимается во внимание время регистрации автомобилей в этой системе и длительность нахождения в зоне ожидания.
При возникновении таких обстоятельств водители обращаются в республиканский пункт таможенного оформления для продления срока транзита. При этом изучаются все обстоятельства, в том числе были ли отклонения от установленного маршрута, внеплановые и вне установленных мест остановки для отдыха. Например, в 111 из выявленных нарушений административные взыскания к водителям не применялись с учетом наличия обоснованных причин.
В целом немалый процент от нарушителей составляют поляки, литовцы, латвийцы, много и белорусов. Менее трети приходится на россиян. При этом подходы ко всем нарушителям белорусского законодательства одинаковые, подчеркнули в ГТК.