Тяжесть груза или почему с перевозчиков за перегруз в России недовзимали 47 млрд. рублей
В Счетной палате России пришли к выводу, что весогабаритный контроль грузовиков в нашей стране проводится недостаточно. В отчете ведомства указывается, что за весь период с 2014 года в бюджет страны за счет выданных разрешений на движение тяжеловесных транспортных средств поступило только 7 млрд. рублей. Хотя Министерство транспорта оценивает ежегодный ущерб от проезда большегрузов в 2,56 трлн. рублей.
То есть: по выводам Счетной палаты, перевозчики свой проезд по дорогам вообще никак не окупают. Правда, вот оператор «Платона» не так давно озвучивал, что благодаря системе в дорожный фонд перечислено 100 млрд. рублей (сейчас уже 107,9 млрд. рублей). А откуда взялись расчеты Росавтодора о 2,6 трлн. рублей, многие эксперты до сих пор не понимают.
Впрочем, в Счетной палате обратили внимание еще и на другую недостачу. Из-за того, что соблюдение весовых параметров очень плохо контролируется, перевозчики успешно уходят от штрафов: только в 2018 году их должны были оштрафовать на 47 млрд. рублей, но федеральный бюджет и этих средств не получил.
Что касается недовзимания штрафов, то в ведомстве причиной этого называют недостаток автоматических пунктов весогабаритного контроля. Ведь до конца 2018 года планировалось установить на федеральных трассах 387 постов, в то время как на момент июня 2020 года из всего 31 штука (!). Причем семь из них работают в тестовом режиме, а остальные никак между собой не контактируют.
Причем, в ближайшее время автоматических постов на федеральных трассах больше и не станет. Потому что установкой 387 пунктов к концу 2024 года и налаживанием системы должен заняться единый оператор, а конкурс по его выбору до сих пор не объявили, хотя собирались это сделать еще в прошлом году.
В регионах ситуация выглядит лучше. Только за прошлый год на региональных дорогах появилось порядка 90 новых постов, и в этом году работа тоже активно продолжается. Но при этом, в той же Счетной палате заметили, что на федеральных трассах из 66 обычных пунктов весогабаритного контроля 36% находятся в ненадлежащем состоянии.
Таким образом, фактически, один работающий и соответствующий всем требованиям пункт весогабаритного контроля приходится на 1 300 с лишним километров дорог федерального значения.
Говоря о недовзимании платы за выдачу разрешений для грузовиков в Счетной палате не понимают, почему в нормативной базе указана одна сумма возмещения вреда, но к ней применяются понижающие коэффициенты и почему выбраны именно такие размеры коэффициентов. К слову, этого же не понимают и перевозчики. Например, где экономическое обоснование сумм ущерба, из-за которых стоимость разрешений для них в 2015 году сразу выросла в несколько раз. Кстати, с 1 февраля уже действует новая методика – без скидок, но, как утверждали в Министерстве транспорта, с уменьшенным сбором.
Еще в Счетной палате отмечают, что сумма перечисленных средств за разрешения столь мала из-за того, что перевозчики попросту за эти разрешения не платят. То есть: ездят без них. Правда, в этом аудиторы винят не столько перевозчиков, сколько систему: взаимодействие между Росавтодором и подконтрольными ему региональными управлениями слабое, выдача разрешений в электронном виде до сих пор не организована, а сами структуры в XXI веке, бывает, согласовывают между собой маршрут бумажными письмами. Таким образом, вся процедура в 30% случаев выходит за установленные в 15 дней рамки. Как следствие, перевозчики, которые и хотели бы ехать по правилам, так долго ждать не могут и вынуждены на свой страх, риск и подготовленный «откуп» выезжать в рейс без разрешений.