Top.Mail.Ru
К вопросу трудовой миграции в Украине | Блог E1 CARD
19 сентября 2024, Четверг

Поделиться статьей

4 сентября 2020 г.

К вопросу трудовой миграции в Украине

По официальным данным, за первый месяц пандемии в Украину вернулось около 400 тысяч трудовых мигрантов. Большинство из них – 180 000 человек – из Польши. По оценкам специалистов, в ближайшее время эта цифра может увеличиться до 2 миллионов человек. Однако многие из них не могут выехать обратно на работу за границу…

В Украине бытует мнение, что польский ВВП растет благодаря трудовым мигрантам с Украины, однако есть и другая сторона медали: украинской экономике они приносят не меньше прибыли.



Трудовым мигрантом является каждый седьмой работающий по найму украинец. Число трудящихся за рубежом выросло с 1,2 млн в 2010 – 2012 годах до 3,2 млн в 2019 г., 2,7 миллиона из которых работали в Европе.



По некоторым оценкам, приток денежных средств, присылаемых мигрантами, увеличивает оборот розничной торговли на 12% и дает дополнительные 3% к ВВП. То есть фактически без трудовых мигрантов украинская экономика могла бы уйти в минус.

COVID-19 ударил по бюджету

С 2008 по 2019 год трудовые мигранты перевели в страну 94 миллиарда долларов. Но эти золотые времена в прошлом: по заявлению Национального банка Украины (далее – НБУ), их доходы будут снижаться из-за замедления экономики. Но нынешний кризис связан не только с экономическими потрясениями, но и с еще одним фактором – закрытием границ и ограничением миграционного движения. По данным НБУ, из-за пандемии 10% украинцев вернулись на родину и еще 10% не смогли выехать из страны на работу. В сумме число мигрантов, переводящих деньги, сократилось на одну пятую. Поэтому НБУ пересмотрел свои прогнозы и ожидает в этом году снижение денежного трансфера с 12,5 до 10 млрд долларов США. Но эта цифра может быть еще ниже, поскольку доходы тех, кто уехал на работу, из-за кризиса тоже сокращаются.

Весной Всемирный банк обнародовал следующие данные: в 2019 году трудовые эмигранты перевели намного больше – 15,8 миллиарда долларов (на 25% больше, чем прогнозировал НБУ), что составило 9,5% ВВП Украины. В этом отношении Украина стала европейским лидером. По оценкам Всемирного банка, в текущем году денежные переводы мигрантов из Европы и Центральной Азии, в том числе из Украины, сократятся на 27,5%.

Как видит ситуацию украинское правительство

В конце апреля 2020 года премьер-министр Денис Шмыгаль в интервью агентству «РБК-Украина» заявил, что «трудовые мигранты – это квалифицированная европейская рабочая сила, которая может быть выгодна для развития экономики Украины,.. поэтому ее нужно сохранить». После этих слов почти сразу же госструктуры стали административными методами блокировать все рабочие поездки на Запад. В частности, были приостановлены чартерные рейсы в Лондон и Финляндию (рейсы были отменены без объяснения причин, когда пассажиры уже находились в аэропорту).

В то же самое время в Министерстве иностранных дел Украины сообщили о серии телефонных разговоров с правительствами стран ЕС по вопросу сезонных рабочих. Денис Шмыгаль сообщил, что его правительство готово к переговорам с западными странами, которые «официально пригласят украинцев на сезонные работы». Правда, при этом должен соблюдаться ряд требований: минимальный 3-месячный контракт «с предоставлением социальных гарантий и надлежащих трудовых договоров для украинцев». Процесс с украинской стороны будет координировать правительственное ведомство по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Вице-премьер Вадим Пристайко, отвечающий за европейскую интеграцию: «Премьер-министр поручил мне заниматься вопросом организованных поездок в конкретные страны. Сейчас мы пытаемся определить, как людям, желающим работать за границей, может быть предоставлена такая возможность», – сообщил чиновник.

Согласие западных государств на такой подход означало бы перевод контрактов между работодателем и работником из сферы частного права в сферу разрешающего административное вмешательство публичного права.



В 2015 году украинское правительство приняло закон о внешней трудовой миграции, целью которого было укрепление социальной и правовой защиты работающих за рубежом. Двумя годами позже правительство реализовало дорожную карту с целью «обеспечить реинтеграцию трудящихся-мигрантов и членов их семей в общество». В том же году власти утвердили стратегию в сфере трудовой миграции до 2025 года.

Регуляторные изменения упростили украинцам процесс трудоустройства за рубежом, а их работодателям в принимающих странах – процесс найма. В 2019 году почти 1800 фирм в ЕС имели официальные соглашения о найме квалифицированных украинских работников.



Украинское правительство утверждает, что его действия по ограничению трудовой миграции являются результатом заботы о гражданах, но большинство оппонентов с этим не согласны. Они подчеркивают системную важность действий власти и нарушения ст. 33 Конституции, которая гарантирует каждому гражданину право легально выехать за границу. Выполнение требований Киева приведет к тотальному государственному контролю не только над выездами, но, прежде всего, над деньгами, заработанными мигрантами.

Как считают критики проекта, предложения правительства не имеют ничего общего с правилами сотрудничества, вытекающими из Соглашения об ассоциации Украина – ЕС. Правительство лишь получило бы доступ к такой информации, как заработок, связав согласие на выезд граждан на работу за границу с представлением трудового договора.

По мнению многих, у правительства мало шансов сохранить трудовые ресурсы внутри страны, поскольку для этого нужно много денег. Если предположить, что создание одного рабочего места требует 50 000 долларов инвестиций, то для 500 000 рабочих мест требуется астрономическая даже по меркам Европы сумма в 25 миллиардов долларов (или 675 миллиардов гривен). Между тем, после апрельских поправок 2020 года доходы госбюджета запланированы на уровне около 980 миллиардов гривен (при дефиците почти 300 миллиардов гривен). Поэтому, в любом случае, полностью ограничить трудовую миграцию за границу правительству не удастся. В предлагаемых же ограничениях есть по крайней мере одна положительная тенденция: на уровне ключевых органов национальной власти прозвучали заявления о готовности контролировать обеспечение работодателями в принимающих странах надлежащих условий труда, проживания и медицинского обслуживания украинских трудовых мигрантов.

По материалам статьи Михала Козака, корреспондента Financial Observer в Украине, сайта trans.info и других интернет-источников

Поделиться

Другие статьи

Популярные статьи