Россия. Операторы техосмотра просят отменить временный порядок оформления ОСАГО без диагностической карты
Операторы техосмотра обратились к Президенту Владимиру Путину, премьер-министру Михаилу Мишустину и председателю Государственной Думы Вячеславу Володину с просьбой оказать помощь отрасли, а именно: пересмотреть недавно принятые положения о проведении техосмотра. Как следует из публикации «Коммерсанта», в распоряжении которого оказалось направленное письмо, компании ссылаются на то, что введенные в апреле и мае изменения только ухудшили положение отрасли на фоне коронавирусного кризиса.
В частности, они просят отменить действующий сейчас порядок, по которому полис ОСАГО временно можно оформлять без диагностической карты. Из-за такого послабления, подчеркивают операторы, поток машин на станциях ТО существенно уменьшился. В результате, компании терпят убытки и не могут выплатить зарплату своим сотрудникам. Тем более что многие операторы техосмотра и без того были вынуждены из-за коронавирусных ограничений на время остановить свою работу.
Отметим, что именно из-за закрытия пунктов ТО и действовавшего в большинстве регионов режима самоизоляции, предписывавшего минимальный выход из дома, и ввели временный порядок оформления полиса ОСАГО без предъявления диагностической карты.
В целом по стране, застраховаться без прохождения техосмотра можно до 1 октября этого года. При этом в течение месяца, не позднее 31 октября, диагностическую карту в любом случае нужно будет «донести». Тот, кто это не сделает и попадет в ДТП по своей вине, получит регрессные требования от страховщика и должен будет возместить страховой компании сумму, выплаченную пострадавшему лицу. То есть, по сути, оплачивать ремонт пострадавшего автомобиля он будет из своего кармана.
Как следствие, после 1 октября поток машин на пункты техосмотра точно должен восстановиться, а в первый месяц даже увеличиться.
Операторы техосмотра считают, что действительно увеличить посещаемость станций ТО могла бы реформа техосмотра, которую должны были запустить летом этого года. Она, в частности, возвращала штрафы за отсутствие диагностической карты (2 тыс. рублей), ужесточала наказание за продажу «серых» карт и тем самым точно сделала бы техосмотр необходимым, заставив его проходить.
Однако на фоне коронавируса реформу перенесли: штрафы начнут взимать только с 1 марта 2022 года, а прозрачность диагностики, которая должна была оттолкнуть часть мошеннических схем, повысят только с 1 марта 2021 года.
С 8 июня этого года на станциях ТО должны были ввести обязательную фотофиксацию автомобиля во время его диагностики, а диагностическую карту перевести исключительно в электронный вид. Операторы, кстати, заранее готовились к этим изменениям, в том числе тратя средства на приобретение нового оборудования.
Как следствие, они просят пересмотреть принятое решение и провести все реформенные преобразования раньше, причем не поэтапно, а одномоментно – с 1 января 2021 года. Кроме того, компании выступают против увеличения сроков прохождения техосмотра, из-за которого количество их потенциальных клиентов тоже уменьшится. В апреле был принят закон, который, в частности, с 3 до 4 лет увеличил срок, в течение которого новый автомобиль освобождается от техосмотра.
Операторы говорят, что за 4 года у транспортного средства уже могут накопиться неисправности, что без обязательной диагностики грозит безопасности на дорогах. Однако в Российском союзе автостраховщиков (РСА) на это замечают, что производители сейчас увеличивают срок гарантии на свои автомобили, а потому без диагностики машины не останутся.
В письме к президенту, премьер-министру и спикеру Государственной Думы операторы также просят пересмотреть методику расчета тарифов за техосмотр: она не менялась с 2012 года и уж точно не учитывает тех расходов, которые понесли и понесут компании, чтобы наладить фотофиксацию автомобилей и оформление диагностической карты в электронном виде.
В комментариях «Коммерсанту» заместитель исполнительного директора Сергей Ефремов полагает, что из обращения компаний точно может быть услышано повышение тарифов (ФАС уже действительно готовит новую методику), а в остальном им вряд ли пойдут навстречу и отменять принятые недавно положения не будут.
При этом операторы техосмотра напоминают, что в перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей их не включили, а потому получить доступ к государственной поддержке, в том числе к «зарплатным» кредитам, они не могут, из-за чего некоторые до 1 октября могут не дожить.