О недочетах весогабаритного контроля в России
По сообщениям российских СМИ, в ближайшее время ответственность за нарушение весогабаритных норм (ВГН) может ужесточиться. Прежде всего, это ударит по грузоотправителям, занятым в перевозках сыпучих материалов: в планах обязать их устанавливать стационарные пункты весогабаритного контроля (ВГК).
Какие последствия для отрасли в целом? Пока об этом трудно судить, тем более, что грузоперевозчики в России, как показывает практика, умеют приспосабливаться к самым неожиданным условиям.
Одно можно сказать точно: многочисленные случаи нарушений, в том числе со стороны проверяющих органов, говорят о том, что российская система ВГК требует изменений.
Недавно ведущие канала TROGAI на Яндекс. Дзен в своем обзоре разобрали четыре серьезных недочета в области ВГК, которые, по их мнению, заметно осложняют жизнь грузоперевозчиков.
1. Отсутствие весовых пунктов для самостоятельной перепроверки массы транспортного средства
По статистике, только 40% грузоперевозчиков контролируют нагрузку автомобиля. Поэтому весогабаритные пункты, которые помогут определить перегруз, действительно необходимы.
Конечно, самый простой способ зафиксировать «лишний вес» – это проверить загрузку при заборе груза. Однако не у каждого грузоотправителя есть соответствующее оборудование. Кроме того, его наличие сейчас не обязательное требование.
Еще один вариант проверки – установка датчиков контроля на само транспортное средство. Однако на практике это лишние расходы, на которые согласны не все.
2. Неравномерное распределение ответственности среди участников процесса
Сегодня за перегруз в машине отвечают водитель, грузоотправитель и перевозчик. Но, например, доказать причастность грузоотправителя к нарушению ВГН сложно, равно как и документально подтвердить, что перегруз уже имел место в момент загрузки.
Кроме того, в законе не предусмотрена ответственность для экспедиторов и грузополучателей, которые могут поставить перевозчику такие условия, что он просто не сможет отказаться от перевозки груза, нарушая при этом нормы веса и габаритов.
Поэтому, по мнению авторов статьи, к ответственности должны быть привлечены все участники процесса перевозки.
3. Некорректная работа пунктов весогабаритного контроля
Часто бывает так, что грузоперевозчик получает штраф за перегруз, хотя на момент прохождения контроля все показатели ТС были в норме. Либо же, в случае фиксации на нескольких автоматических пунктах ВГК одного и того же перегруза, компания может получить сразу несколько крупных штрафов фактически за одно и то же нарушение.
Вот почему многие перевозчики недогружают транспортные средства (=теряют в прибыли) либо же и вовсе объезжают пункты ВГК стороной.
4. В случае нарушения отсутствие удобного для всех сторон решения
Независимо от того, где было выявлено нарушение ВГН (стационарный или передвижной пункт), грузоперевозчик, помимо оплаты штрафа, может лишиться автомобиля вместе с грузом: они будут арестованы. Стоит ли говорить, какими убытками для грузоперевозчиков это заканчивается.
В каких случаях можно обжаловать штраф за перевес?
Как показывает судебная практика, суды чаще всего удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям ВГН. Однако обжаловать штраф все-таки можно.
Собственник транспортного средства может сделать это в 2 случаях:
1) если машина была в аренде у другого лица по договору
2) если в грузовике перевозился груз для личных нужд, и собственник ТС может это доказать.
В первом случае ответственность несет арендатор ТС (ст. 2.6.1 КоАП РФ), во втором – штраф выпишут как для физлица.
Перевозчик имеет право обжаловать штраф, если грузовик был загружен сыпучим или наливным грузом, а штраф выставлен за перегруз по осям.
Такой груз (песок, жидкость, камни) никак не может быть закреплен в кузове, поэтому водитель не проконтролирует его расположение или перемещение.
Однако допустимая масса ТС при этом не должна меняться.
Грузоотправитель также может обжаловать штраф, если на пути следования ТС прошло несколько взвешиваний, и первое из них не выявило нарушений ВСГ.
Как не получить штраф за перегруз?
• Соблюдать и знать российские правила перевозки тяжеловесных грузов и соблюдать нормы при загрузке.
• Проверить надежность крепления груза в кузове.
• По возможности установите на прицеп бортовые датчики нагрузки на ось.
• При погрузке можно использовать специальные компьютерные программы, которые рассчитают оптимальные варианты размещения груза в кузове.
По материалам trans.info, zen.yandex.ru и других интернет-источников