ВТО: отчет о том, как кризис COVID-19 может увеличить торговые издержки
Секретариат ВТО опубликовал новую информационную записку, предупреждающую о возможном увеличении издержек из-за COVID-19. В записке исследуется влияние пандемии на ключевые компоненты торговых издержек, особенно те, которые связаны с поездками и транспортом, торговой политикой.
В примечании оценивается, что командировочные и транспортные расходы составляют до трети торговых расходов в зависимости от сектора. Таким образом, ограничения на поездки, связанные с пандемией, могут повлиять на торговые издержки до тех пор, пока они остаются в силе. Например, в марте 2020 года мировой объем грузовых авиаперевозок сократился на 24,6%, поскольку на пассажирские перевозки приходится около половины объемов грузовых авиаперевозок. В результате рост цен на грузовые авиаперевозки, вероятно, снизится только после оживления пассажирских перевозок, говорится в отчете. Хотя морской и наземный транспорт не столкнулся с сопоставимыми потрясениями, на морском транспорте количество рейсов сократилось, а на международный наземный транспорт повлияли закрытие границ, санитарные меры и объездные пути.
Качество инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и готовность к цифровым технологиям будут иметь важное значение для определения того, насколько хорошо экономика сможет справиться с ситуацией.
По оценкам, на барьеры торговой политики и различия в регулировании приходится не менее 10% торговых издержек во всех секторах. Они включают тарифные и нетарифные меры, временные торговые барьеры, нормативные различия и издержки пересечения границ, а также другие меры политики, влияющие на торговлю, такие как отсутствие содействия инвестициям или защиты интеллектуальной собственности. В отчете отмечается, что, хотя COVID-19 послужил стимулом как для ограничения торговли, так и для облегчения импорта в тарифах и практике регулирования, эти меры пока затронули лишь небольшую группу товаров. Вызванный кризисом сдвиг в сторону дигитализации таможенных и нормативных процедур для сокращения физических контактов потенциально может снизить связанные с этим торговые издержки в долгосрочной перспективе.
В отчете также указывается на неопределенность как на фактор, который усиливает влияние существующих затрат, связанных с торговлей, влияя на потоки торгового финансирования и ослабляя аппетит предприятий к инвестированию в исследование новых рынков, приобретение языковых навыков и потенциальных партнеров, а также соблюдение зарубежных стандартов. В первом квартале 2020 года широко используемый показатель глобального уровня неопределенности составлял 60%. Это значительно выше, чем уровень неопределенности во время войны в Ираке или вспышки тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) в 2003 году.
Многие правительства приняли меры по смягчению последствий пандемии в экономической деятельности, например, путем освобождения некоторых транспортных секторов от ограничений на поездки или путем повышения качества и доступа к ИКТ. Хотя можно ожидать, что большинство изменений в торговых расходах вернутся, как только пандемия будет взята под контроль, в отчете отмечается, что некоторые последствия могут сохраняться. Например, консолидация авиационной отрасли и изменение аппетита пассажиров к авиаперевозкам могут привести к увеличению затрат на воздушный транспорт. Кроме того, выбор государственной политики, который может снизить или увеличить неопределенность торговой политики, будет иметь важное значение для формирования торговых издержек, связанных с неопределенностью в будущем.
Ключевые моменты:
• Ограничения на поездки и закрытие границ были важной частью первоначальной реакции на пандемию COVID-19, и эти меры напрямую повлияли на торговлю товарами и услугами. Они нарушили грузовые перевозки, деловые поездки и предоставление услуг, которые зависят от присутствия физических лиц за границей. Транспортные и дорожные расходы составляют важную часть торговых расходов и, в зависимости от сектора, по оценкам, составляют от 15% до 31%. Таким образом, ограничения на поездки могут привести к существенному увеличению торговых издержек, пока они остаются в силе.
• Эффективность грузовых перевозок имеет решающее значение для торговых издержек в производстве. С начала кризиса COVID-19 морской и наземный транспорт оставался в основном функциональным, хотя иногда регистрировались значительные задержки. Многие правительства стараются сделать как можно больше для поддержания потока торговли, но в некоторых регионах ограничения на поездки могут серьезно подорвать региональную торговлю и средства к существованию.
• Продаваемые услуги, которые зависят от физической близости между поставщиками и потребителями, такие как туризм, пассажирские перевозки или услуги по техническому обслуживанию и ремонту, серьезно пострадали от ограничений на поездки и социального дистанцирования, а также столкнулись с непомерным увеличением торговых издержек.
• По оценкам, на барьеры торговой политики и различия в регулировании приходится не менее 10% торговых издержек во всех секторах. В отношении продуктов, необходимых для борьбы с пандемией, были введены в основном временные меры по упрощению импорта и ограничению экспорта. Первые снижают торговые издержки, а вторые их повышают. Тем не менее оба типа мер охватили небольшую долю мировой торговли.
• Высокий уровень неопределенности усиливает влияние торговых издержек на международную торговлю. Неопределенность снижает аппетит фирм вкладывать средства в новые торговые отношения, и рост неопределенности также может привести к сокращению финансирования торговли, что, вероятно, нанесет особенно тяжелый урон странам с формирующейся рыночной экономикой и развивающимся странам.