22 февраля 2024, Четверг

Поделиться статьей

13 августа 2021 г.

Обзор грузоперевозок России. Лето 2021

Обзор грузоперевозок России. Лето 2021

Что особенно тревожило участников российского транспортного рынка этим летом? Перед ними по-прежнему стоял целый ряд проблем: недобросовестность заказчиков, банкротство на фоне пандемии, дефицит грузовиков и неразбериха в законах о тахографах.

COVID-19 не только изменил транспортную отрасль, но и усилил обозначившиеся ранее тенденции. Одна из них – цифровизация. Экспедиторы активно привлекают малый бизнес и ИП к работе в организованных электронных системах. Хорошую динамику показывают и электронные площадки. Но вполне возможно, что цифровизация документооборота приведет к ужесточению контроля со стороны ФНС: этого опасаются некоторые перевозчики. Как бы они ни относились к процессу, остановить его вряд ли удастся: власти настроены серьезно. Подробнее о шагах правительства в этом направлении можно прочитать ЗДЕСЬ.

Кстати, прошлогодний карантин стал хорошим подспорьем для разработчиков CRM: переходящие на «удаленку» предприятия стали активнее автоматизировать бизнес-процессы. Больше всего современными CRM пользуются крупные транспортные компании. Малый и средний бизнес до сих пор остается «неоцифрованным».

В Литве департамент статистики провел исследование и выяснил, что всего 10% предприятий транспортного сектора автоматизировало бизнес-процессы. Большинство не пользуется ничем, кроме программ стандартного офисного пакета: Word, Excel, Access.

На фоне «цифровых успехов» рынок все еще переживает последствия весеннего карантина, а экономический спад ощущается до сих пор. Статистика показывает: за первые 5 месяцев 2021 года грузооборот вырос на 7% в основном за счет увеличения дальности перевозок, тоннаж при этом сокращается. Также продолжается переориентация грузов на железные дороги: сказывается нехватка водителей и грузовиков.

Нехватка подвижного состава стала еще одной серьезной проблемой российского перевозчика. С началом пандемии многие компании отложили обновление своих автопарков до лучших времен, но, адаптировавшись к новым условиям, вновь стали скупать грузовики. Из-за отложенного спроса заводы не могут обеспечить необходимого количества техники, что привело к возникновению очередей на новые большегрузы. Некоторые иностранные изготовители принимают заказы на следующий год.

Отдельная тема – ставки на грузоперевозки. По данным портала ati.su, в начале года тарифы на FTL-перевозки выросли на 10%. Росстат, в свою очередь, сообщает о снижении ставок. Очевидно, что правда где-то посередине, но пока ясно одно: «взрывного» роста тарифов из-за COVID-19 не случилось.

У тех, кто занят в контейнерных перевозках, свои трудности. Ставки на перевозки из Китая с ноября прошлого года выросли в несколько раз: причиной стал дефицит порожних контейнеров, пандемия и торгово-экономические отношения между странами. Многие импортеры, в частности те, у кого сырье и товары относятся к дешевому сегменту, не смогли позволить себе дорогие отправки и перешли на альтернативные варианты поставок или закрылись. У многих крупных импортеров уменьшились объемы поставок. Этот кризис не разрешился до сих пор.

Не утихают споры о тахографах с блоками СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Минтранс настаивает, что перевозчики обязаны оснащать грузовики именно такими устройствами – перевозчики с этим не согласны. Они ссылаются на недавние изменения в законодательстве и выигрывают суды, доказывая тем самым несовершенство российских законов.

Вызывает тревогу и коронавирусная статистика. В Бурятии был объявлен локдаун с 27 июня по 11 июля и была приостановлена деятельность многих предприятий. Автоперевозчики в их число не вошли, но очевидно, что из-за закрытия производств и магазинов работы у них стало меньше. Надеемся, что со временем ситуация улучшится, и другие регионы не прибегнут к подобным мерам: сегодня у российских перевозчиков и без того хватает трудностей.

По материалам ati.su

Поделиться

Популярные статьи