8 декабря 2023, Пятница

Поделиться статьей

16 декабря 2020 г.

Как ситуация в РБ влияет на транзит из Прибалтики

Как ситуация в РБ влияет на транзит из Прибалтики

Политическая ситуация и взаимоотношения со странами-соседями влияют на жизнь и работу тысяч людей. С этим с конца лета столкнулись грузоперевозчики, осуществляющие международные рейсы в Прибалтику и Польшу.
С чего все началось
Протесты в Беларуси после президентских выборов и непризнание итогов голосования многими странами ЕС стали отправной точкой охлаждения отношений. В одном из интервью министр транспорта и коммуникаций Литвы Ярослав Наркевич заявил, что Литва рассматривает вариант возвращения занятых международными грузовыми перевозками фур с Украины через Польшу, минуя Беларусь из-за нестабильной ситуации в соседней стране. Хотя на конец августа проблем с проездом через Беларусь пока не возникало, политик заявил, что стоит быть готовыми к разным вариантам.
Литва ввела персональные санкции против 118 чиновников из Беларуси. Страны ЕС готовятся согласовать санкционный список из 40 белорусских чиновников. Также глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что официальный Киев также допускает введение санкций против Беларуси.
В ответ на это официальный Минск заявил о возможной переориентации грузопотоков с Клайпеды на другие порты.
Белорусские грузы действительно традиционно формируют около 30% грузооборота Клайпедского порта. В нынешнем году из-за COVID-19 и белорусско-российского нефтяного конфликта именно через Клайпеду пошли потоки альтернативной нефти.
Это неудивительно – ведь порт Клайпеда является ближайшим морским портом для Беларуси. Плечо доставки до других портов в регионе (польский Гданьск, латвийский Рига и российские Усть-Луга, Санкт-Петербург и Каллинград, украинские Одесса и Южный) значительно длиннее, и, как следствие, обойдутся Беларуси дороже.
В случае переориентации белорусских грузов на другие порты, пострадать может и Литовские железные дороги, которые обрабатывают от 18-19 млн тонн белорусских грузов в год при общем обороте 50 млн тонн.
Из альтернатив – поставки через российские порты, хотя такие идеи ранее даже не обсуждались.
Конфликт набирает обороты
Практически сразу после обмена сторонами официальными заявлениями на белорусской границе начались пристрастные досмотры фур, въезжающих на территорию Беларуси. На некоторых форумах дальнобойщиков появились истории, когда таможенники заставляли декларировать на границе валюту в эквиваленте от 1000 евро (прим.автора: законодательством разрешено не декларировать суммы до 10 000 долларов). Хотя подобные случаи не носили массового характера, но стали первой ласточкой к проблемам на границе.
В начале сентября ряд СМИ облетела информация о том, что грузы из Прибалтики через белорусскую границу не пропустят. Транспортным компаниям советовали оформлять экспорт через другие страны. Однако официального подтверждения этой информации не было, а фуры из Литвы, Латвии и Эстонии проходили границу без каких-либо дополнительных ограничений.
Но дыма без огня не бывает: буквально через несколько дней грузы, следующие транзитом из Европы в Россию, стали подвергаться усиленному досмотру и, как следствие – срыву сроков поставок и километровые очереди перед пунктами пропуска.
Немаловажно, что решения, принимаемые белорусскими властями, бьют не только по литовскому бизнесу, но и по российскому. Так, если в 2019 году в среднем в Беларуси досматривалась 1 из 100 фур, следующих транзитом в Россию, теперь фактически все российские «сборки», въезжающие со стороны Литвы, отправляются на досмотр. Срок срыва поставки европейских грузов в Россию через Беларусь доходит до 5 дней.
Усиленные досмотры привели к тому, что за последнее время сотрудники белорусской таможни выявили около тысячи нарушений при ввозе товаров, когда их отправителями выступали склады, расположенные в Литве. В материалах дел в качестве нарушителей фигурирует уже более 70 литовских складов. Об этом СМИ рассказал начальник главного управления организации борьбы с контрабандой и посттаможенного контроля ГТК Беларуси Эдуард Данилович. По его словам, нарушения законодательства чаще всего связаны с недекларированием товаров в документах и занижением их реальной стоимости. По фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере при ввозе товаров от литовских отправителей возбуждено 15 уголовных дел. При выявлении нарушений таможенники обращают внимание на нелогичные маршруты перемещения товаров из Литвы. При этом большинство товаров произведены в других странах Евросоюза. К примеру, груз из Польши направляют сперва в Литву, а оттуда – в Беларусь. Хотя было бы логичнее отправить его сразу через нашу страну.
Чего ждать грузоперевозчикам
Своеобразная «холодная война» негативно отразиться на экономиках как Беларуси, так и Литвы. Ведь транзит является одной из основных статей доходов в белорусском бюджете. Сокращение транзитных грузопотоков нанесет Беларуси значительный ущерб.
На транзит через Беларусь в Россию приходится более двух третей автомобильных перевозок из Европы. Транзитом через балтийские страны перемещается порядка трети грузов. Кроме того, в Беларуси дальнобойщики пользуются платными дорогами, заправляются топливом, посещают кафе. А это тоже значительный минус от дохода страны.
Литовская сторона, конечно, может воспользоваться другими коридорами, например, через Украину или Россию, но это будет дороже и дольше.
Эксперты Е100 прогнозируют, что в ближайшее время ситуация не поменяется. Ведь перезаключение транзитных контрактов – дело небыстрое. Однако, грузоперевозчикам следует запастись терпением, внимательнее относиться к сопроводительным документам и закладывать дополнительное время на пересечение границы для доставки грузов.
Ожидать увеличение или уменьшение фрахта в этих направлениях из-за сложившейся ситуации также не стоит. Уменьшение транзита через Беларусь хоть и уменьшится, но эта цифра будет некритичная.
По материалам интернет-источников

Поделиться