Что делать, если заправились некачественным дизельным топливом?
По данным Росстандарта, в последние годы в России наблюдается снижение доли выявленного на АЗС некачественного автомобильного бензина и дизельного топлива.
С 2015 по 2021 год этот показатель уменьшился более чем на 15%. А в 2022 году установленным нормам не соответствовало всего 3,9%. Но даже несмотря на такую тенденцию, случаи поломки автомобилей после заправки продолжают происходить.
О том, к чему приводит покупка некачественного дизельного топлива, что делать в подобной ситуации и на каких АЗС стоит остановить свой выбор, E100 Daily рассказал Олег Куцобин, эксперт в области контроля качества нефтепродуктов.
– Олег, как определить суррогатное топливо?
– Это достаточно сложно без испытаний в лаборатории. По внешним признакам можно определить только основные показатели – цвет и прозрачность. У суррогатного или судового топлива цвет будет темно-желтый, вплоть до коричневого.
– А какой цвет должен быть у дизельного топлива хорошего качества?
– В документах, регламентирующих требования к дизельному топливу, цвет не прописывается. Этим и пользуются недобросовестные продавцы суррогатного топлива.
Хороший дизель имеет желто-голубовато-зеленый цвет. Например, фирменное дизельное топливо Е100 Green 6 выраженного зеленого цвета из-за добавления специального красителя.
– К каким последствиям приведет заправка некачественным дизельным топливом?
– Самым серьезным итогом такой заправки будет дорогостоящий ремонт транспортного средства. Сэкономленные 200 – 500 рублей никак не окупят полноценный ремонт топливной системы.
Я знаю очень много случаев, когда через какое-то время после заправки машина останавливалась и больше не заводилась. Приходилось вызывать эвакуатор и оплачивать дорогостоящий ремонт на сервисе.
Сейчас подобных историй стало меньше, но все же они случаются.
– Какие признаки того, что в бак попало некачественное топливо?
– Чаще всего появляются снижение мощности двигателя, изменения оборотов на холостом ходу, непонятные стуки и детонация, увеличение расхода топлива. Иногда из-за примесей воды может заглохнуть двигатель или машина начнет плохо заводиться.
– На что водителю обращать внимание при выборе АЗС?
– Я бы дал совет выбирать для заправки только проверенные АЗС с хорошей репутацией. Они есть в каждой стране. Например, в России это «Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть» и другие, в Беларуси – «Беларуснефть», А100, TATNEFT, в Казахстане – «КазМунайГаз», Helios, Gas Energy. Каждый из этих поставщиков контролирует весь цикл: от производства топлива до его слива в резервуар на АЗС.
Еще, приезжая на заправку, смотрите на паспорт качества нефтепродуктов, в котором указывается плотность, содержание серы, температура фильтруемости, смазывающая способность и еще порядка двадцати показателей. Этот документ должен быть не старше двух месяцев. Отсутствие паспорта или очень старый документ должны насторожить водителя и послужить толчком заправиться на другой АЗС.
Если на топливораздаточной колонке (ТРК) указано, что это просто «ДТ», стоит насторожиться. Потому что под этим названием могут продавать все что угодно. На ТРК должно быть написано ДТ-Л-К5, ДТ-Е-К5 или ДТ-З-К5. Буквы в маркировке определяют сезонность применения: Л – летнее, Е – межсезонное, З – зимнее.
– Как быть транспортным предприятиям с большим автопарком?
– Компаниям с большим автопарком нужно выбирать надежного партнера с хорошей репутацией на рынке и пользоваться для заправок топливными картами.
– Как Е100 проверяет качество топлива на собственной сети АЗС?
– В компании есть группа контроля, которая постоянно проверяет качество топлива и работу ТРК, а также реагирует на обращения клиентов.
Все топливо для Е100 закупается на нефтеперерабатывающих заводах «НК-Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Татнефть» и доставляется на АЗС собственными автоцистернами. Мы берем пробу из каждой партии для лабораторных исследований и арбитражной контрольной пробы.
Перед сливом из автоцистерны в резервуар проверяем топливо на наличие подтоварной воды и механических примесей, его плотность и температуру.
Такая же процедура у нас и для фирменного дизельного топлива премиум-класса Green 6.
Оно в несколько раз увеличивает срок службы двигателя автомобиля и позволяет существенно снизить расход топлива.